Каждый год выходит множество новых молодёжных фильмов о любви, которые заставляют аудиторию в один голос пищать от восторга. Старшеклассницы взахлёб советуют друг другу посмотреть очередной шедевр. Но что собой представляют эти фильмы, какие примеры для подражания они дают обществу, какие ценности ставят на первое место? Далеко ходить не будем, рассмотрим дилогию: «Три метра над уровнем неба» и «Три метра над уровнем неба: я тебя хочу». Довольно смелое название, не правда ли?

Обе ленты испанского режиссёра Фернандо Гонзалез Молины 2010 и 2012 годов. Сюжет примитивен. В первой части агрессивный парень Ачи, не вышедший вовремя из подросткового возраста, сбивает кулаки в драках, со своей шайкой обкрадывает молодёжь на вечеринках и гоняет без шлема на мотоцикле. Вдруг он влюбляется в Баби — воспитанную девушку из богатой семьи, где всё держится на строгости матери. Закручивается роман. В середине фильма следует множество постельных сцен, несколько истерик Баби, — как оказалось, девушка не приспособлена нормально разговаривать с любимым человеком, выслушивать его не собирается, чуть что произойдёт — уходи и всё тут. Смерть друга Ачи, нелепое расставание, слёзы. Накаченный «парниша» под дождём у её дома в слезах… смотрится, по меньшей мере, нелепо. Во второй части Ачи возвращается из Лондона, встречает новую любовь, но не может забыть Баби. Ачи встречается с Баби, и они спят вместе, девушка объявляет, что выходит через месяц замуж… Ачи желает ей удачи. Опять множество постельных сцен, причём очень подробных. В этом фильме парень теряет свою мать. Смерть, секс, измена, слёзы.

Говорить о режиссерской и актёрской работе не имеет никакого смысла… «До чего техника дошла». Конечно, все картинки яркие, насыщенные, актёры подтянутые, симпатичные молодые люди. Современно, модно, на волне. Но в этих незамысловатых сюжетах скрыто столько дикости, столько неосознанной звериной жестокости, глупости и пошлости, что невольно удивляешься, неужели такие вещи могут смотреть молодые люди? То, что героем нашего времени стал некий антигерой, отщепенец и наглец — к этому многочисленные фильмы нас уже приучили. Но сегодня массовая культура идёт ещё дальше. Для примера приведу несколько особенно задевших меня фраз из второй части:

«Ты, долбанный рыцарь, считаешь, с девушками драться нельзя?» — простите, я что-то пропустила. А разве можно?

«Тогда я отолью», — сцена повторяется пару раз, с озвучиванием этого процесса. Первый раз Ачи это делает, отвернувшись спиной от девушки, в нескольких метрах.

«Я тебе оставил диск и подписал: «Музыка, под которую хорошо трахаться», — говорит заботливый братец сестре. И так далее, и тому подобное.

Казалось бы, оба фильма о любви. Но как создатели преподносят эту любовь? Главная фраза второго фильма: «Я тебя так сильно хочу!» Физическое желание приравнивается к любви. Впрочем, глядя на этого самца, который готов разбить голову любому, думается, что хочет он всех. Оба фильма поставлены на сексуальном начале так явно, что кажется, будто я смотрю программу «В мире животных». Что нужно, чтобы добиться постели с девушкой? Правильно! Накормить, напоить и отвезти в красивое место с видом на город. Дальше девушка сама разденется. Разговаривать герои между собой не хотят и не умеют. В кадре молодые люди не общаются, а перебрасываются незамысловатыми фразами. Диалогом развитых людей такое назвать сложно. К примеру, на вопрос девушки: «Где ты был?» Парень отвечает многозначительной фразой: «Это сложно объяснить. Ты должна мне верить». А был он у матери, которая неожиданно попала в больницу. Ну да, сказать связно три слова — это же напрягаться надо. Зачем? «Верь мне» — и всё тут.

Ничем не оправданная жестокость героев, грубость и хамство остаются безнаказанными. Общество дикарей, которые одеты в дорогие костюмы. Общество с животными ценностями. Кто сильнее, тот и прав, кто наглее, тот и выигрывает.

Основная аудитория фильма, конечно, молодёжь. Девочки, которые мечтают о красивой и настоящей любви. Но те ли шаблоны заложены в этих кинолентах? Оба фильма настраивают на лёгкую, беззаботную и бездумную плотскую любовь, и нигде не говорится о том, что нужно слушать друг друга и понимать. Помните, у апостола Павла в «Послании Коринфянам»:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».

Мне думается, что ограничение на фильм (до шестнадцати) стоило бы продлить ещё лет на двадцать. Слишком большая это нагрузка на неокрепшие умы. Кстати, из мировых сборов после пуска в прокат второй части фильма одна треть средств собрана в России. Не такая уж и популярная, оказывается, эта лента во всём остальном мире.