Как давно вы писали письмо от руки на листке, вырванном из тетради? Давно ли крутили картонный глобус в поисках города с неизвестным названием? Когда перебирали пыльные книги и листали пожелтевшие страницы, ища нужную цитату? Из Сети мы узнаем о пробках, погоде, обсуждаем политические события, заказываем еду и покупаем одежду. Мы создаем псевдосебя и живем псевдособой. Теперь о человеке можно судить по его записям в ЖЖ или заметкам в Twitter, по странице Facebook и сообществах Вконтакте.

Есть ли в виртуальной вселенной место для чего-то ещё, или мы уже отвергли неоцифрованный мир? В Центре дизайна Artplay в Москве прошла выставка «Отвергнутая действительность». В работах молодых художников были затронуты проблемы современного образа жизни, привязанного к Wi-Fi точкам и движимого обновлениями статусов в сети. Начинающие мастера изобразили интернет-зависимость как признак отказа от реальности.

Дьяков Алексей. «ПСИдентификация». Инсталляция. 2012
GT-S5250 (ape f/2.6 : exp 1/12) 2012:08:19 22:08:45


Комменатрий художника: «Приобретая зависимость от виртуальной реальности и социальных сетей, осознание человека независимо получает новые привычки и пристрастия, а с ними новые иллюзии, угрозы и страхи. Человеческое общество вступило в необратимый диалог с ноосферой киберпространства, которое в свою очередь стало формировать внутренний мир и сознание человечества.Что человек должен предпринять, чтобы сохранить психическое равновесие, свободу сознания, а может и жизнь? Как человек идентифицирует себя в виртуальном мире? В мире, где люди образно становятся похожими на пингвинов. Где пингвин — единственная прямоходящая птица, морфологически напоминающая человека, так же не умеющая летать. В данном случае, пингвин — это образ человека с его двойственной трансцендентной организацией, лишенного чего-то очень важного для ощущения полноты бытия, которое люди пытаются обрести посредством мнимой виртуальной реальности.»


«Мастерская» расположилась на двух этажах. Работы объединены в отдельные подгруппы. Особое внимание уделено межкультурной коммуникации людей в современном мире, социальным сетям как феномену нашей жизни, революции, созданной в социальных сетях, и одиночеству человека среди потока людей и информации. Но каждая из работ уникальна и интересна.

Многие инсталляции разместили в отдельных комнатах, где их сопровождают особая музыка и освещение. К каждой работе автор оставил свой комментарий, в котором изложил основную идею. Это позволило объектам стать намного понятней и оказывать более сильное впечатление.

Данный специальный проект представлен в Artplay в рамках Московской международной биеннале молодого искусства.

Макарова Мария. «Одиннадцать». Смешанная техника. 2012.
GT-S5830i (ape f/2.6 : exp 1/14) 2012:08:20 11:29:06


Комментарий художника: «Социальные сети — это феномен нашего времени. Мы с головой погружаемся в параллельную реальность и не всегда можем отличить ее от действительности. В списках наших друзей числятся сотни людей, многих из которых мы ни разу не видели или никогда не увидим вживую. Напоминания поздравить с днем рождения тех, кого уже нет, фотографии и записи на личной страничке в Интернете создают ощущение, что человек просто находится офлайн и завтра снова выйдет в Сеть. Является ли это нежеланием принимать действительность или же это и есть бессмертие и своя собственная жизнь виртуального образа, фантома человека в другом измерении?»


Руденко Марина. «Эсперанто. ХХI век». Холст, акрил. 2012
GT-S5830i (ape f/2.6 : exp 1/14) 2012:08:20 11:31:16


Комментарий художника: «Проект исследует тему межличностной или даже скорее межкультурной коммуникации людей в современном мире. Несомненно, с помощью Интернета человечество расширило границы общения. Люди с разных концов земли, которые вряд ли бы встретились в обычной жизни, способны общаться между собой, обмениваться мнениями или настроением — с помощью тех же желтых смайликов. Эта система знаков стала своеобразным эсперанто нового времени. Искусственным языком, который знает каждый пользователь Интернета. Однако у медали есть и обратная сторона. И название проекта «Отвергнутая действительность» в полной мере отражает эту проблему. Предпочтение виртуального мира — реальному, искусственных эмоций — настоящим. Когда желтый улыбающийся смайл способен заменить настоящую искреннюю улыбку близкого тебе человека. Ведь это намного проще — существование в искусственном мире, где совсем необязательно быть собой и можно надеть любую маску…».


Признаться, это одна из немногих выставок, на которую действительно стоит обратить внимание. На нее хочется возвратиться ещё, потому, что за один раз невозможно осмыслить все представленные работы.

Куратор выставки Дарья Камышникова:
«Всё началось с восьмибитных приставок. Перепрыгивая со стенки на стенку, ловя монетки и грибочки под примитивную вязкую мелодию выросло поколение, переместившееся из «глобальной деревни» шестидесятых в крохотную бетонную соту, на стены которой проецируются мировые трагедии и фейки, катастрофы и «фотожабы», миры фэнтези и сражения в «Мире танков». У людей появились новые страхи и новые привычки. Опасение оказаться вне зоны доступа сотовых сетей довольно быстро переросло в панический страх офлайна.
Мы запасаемся всё новыми и новыми гаджетами, создаём «дополнительную реальность», чтобы всегда иметь доступ к «быстрому знанию». Пусть это знание поверхностно и неполно, но возможность мгновенно получить информацию, «погуглив», дарит нам иллюзию, что мир открыт для нас и что разгадка любой тайны всего в нескольких кликах.
О взаимоотношениях с действительностью своего поколения, о замене её суррогатом без осязания и запахов кураторы «Мастерской 20'12» предлагают подумать молодым художникам».

Поталов Владимир. «Двойная мимикрия». Холст, масло, ассамбляж. 2012.
GT-S5830i (ape f/2.6 : exp 1/18) 2012:08:20 11:42:48


Комментарий художника: «За основу проекта взято исследование взаимодействия двух реальностей: виртуального пространства и живописной реальности, каждые из которых являются имитацией объективной реальности. Живопись — классический медиум в истории искусства, виртуальная реальность — прогресс информационных технологий. Оба медиума являются изображениями на плоскости. При совмещении двух медиумов получается двойная имитация реальности — имитация имитации».


У человека появилось некое божество, которое даже пишется с большой буквы. Подумать только, сколько почтения и уважения к системе, которая завоевала все континенты земного шара. После такого трудно не согласиться с тем, что Интернет — это мир, в котором можно жить. У каждого этот мир свой: у кого-то «вселенная» стоит на простом деревянном столе, окруженном остатками недоеденной пищи и умирающей от вони пепельницей. Кто-то же перебирается от одной точки Wi-Fi до другой, пытаясь никогда не расставаться со своим обожаемым «миром».

Сафронова Мария. «Драка». Холст, масло. 2012
GT-S5250 (ape f/2.6 : exp 1/8) 2012:08:20 11:44:36


Комментарий художника:«Мир психически больных людей, лишенных привычного общения и доступа к информации, сохраняет в себе проблемы общества, от которого он изолирован. Драка — единственное эмоциональное действие, позволяющее сбить монотонность происходящего».


Всё чаще и чаще люди судят о происходящем в мире по тому, что увидели в Yotube. Рассказывать о том, куда ты сегодня успел сходить и что нового увидел теперь не модно — мы хвастаемся перед друзьями своими достижениями в Diabolo или FIFA.

««Виртуальная реальность» — это иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т.е некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причём создаётся этот мир имитационной системой, способной формировать соответствующие стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени.»
Джемерсон Ланье, писатель, музыкант.

ПиксеЛИ. Арт-группа. Просто зеленый. «Пикселизация» Смешанная техника. 2012.
GT-S5250 (ape f/2.6 : exp 1/8) 2012:08:20 11:47:05


Комментарий художника: «Вся наша жизнь: работа, учеба, любовь, дружеские посиделки, увлечения — собрана воедино в коробке сервера, привязана к нему. Стоит машине остановиться, и весь мир рассыпается на миллиарды не связанных друг с другом частиц. Мир рушится. Он больше не имеет формы. И мы в нем словно дети, потерявшиеся среди руин цивилизации. Маленькие, напуганные существа, не видящие совершенства мира. Нам страшно и одиноко, но мы бежим друг от друга. Мы не знаем, как общаться, просто глядя друг другу в глаза».


Сегодня добрая половина пользователей сети Интернет уверена в том, что если из их жизни исчезнет глобальная сеть, они исчезнут из жизни. А ведь это действительно так — если убрать Интернет, то мир погрузится в сумрак: перестанут работать миллионы людей, летать самолеты и ездить поезда. Авторы выставки показали, насколько прочно Интернет вошел в нашу жизнь, он стал просто неотделим от неё. Но вот интересно: захотят ли наши дети жить в нашей "отвергнутой реальности"?

Зайцевы Матвей и Лана. «Он слишком много говорил». Инсталляция. 2012.
GT-S5250 (ape f/2.6 : exp 1/8) 2012:08:20 11:50:26


Комментарий художника: «Как и все дети, мой семилетний сынишка требует к себе внимания, особенно, когда это утро часов 8, выходные дни… Я понимаю, что он прав, но не могу… В один из таких сложных жизненных моментов и родилась инсталляция; наконец-то выспавшись (а мне удалось убедить ребенка не разговаривать какое-то время), я обнаружила эту работу… Зачем, спрашиваю, Матвей, ты сделал это с компьютером? «Он слишком много говорил!» — отвечает ребенок».