Я пью чай и занимаю ребенка детской погремушкой.

Кружка — самая обычная, с ручкой, которую каждый наверняка дарил или получал в подарок. Погремушка — пластиковая, двадцатирублевая.

Что могут рассказать эти простые копеечные вещи? Поразмышляем об их «истории»: банальную надпись Made in China на дне кружки найти легко.

А что, если бы на ней писали всю её «историю», а не только страну производства?

  • Рабочий день человека, который её сделал, длился 8 часов? А может, 18?
  • Он работал при хорошем освещении?
  • Достойно ли был оплачен его труд?
  • Он совершеннолетний?
  • Кто позаботился о его здоровье, ведь производство пластика не самое безопасное?
  • У него есть медицинская страховка?

А вот вопросы уже ко мне:

  • Я шла в магазин за покупками пешком или ехала на машине?
  • Стояла ли я в пробке?

И самый главный вопрос: сколько времени ребёнок увлеченно играл с этой новой забавой, преодолевшей путь в несколько тысяч километров из Китая в Россию?

Могут ли ответы на эти вопросы быть жизнеутверждающими при цене в 20 рублей за погремушку и 45 за кружку?

Что, если бы на каждой вещи были написаны ответы на эти вопросы? Такая своего рода история каждой вещи от момента получения сырья для её производства до попадания к нам в дом. Могут ли подробности «жизни» предметов повлиять на решение об их покупке? Для этичного потребителя — могут.


Этичное (или ответственное, зелёное) потребление лежит в основе концепции устойчивого развития.

Термин «этичное потребление» был популяризован британским журналом «Этичный потребитель», который был впервые издан в 1989 году. Сама концепция устойчивого развития общества была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году. Было признано, что если развивающиеся страны будут двигаться вперёд по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны, то это приведёт планету к катастрофе! Вместо этого мировому сообществу следует придерживаться концепции устойчивого развития. Именно такой путь обеспечит удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои.

По словам Екатерины Синицыной, аналитика лаборатории социальных инноваций, к середине XX столетия возросшая мощь экономики превратилась из созидательной силы в разрушительную. Оказалось, что ресурсы природы не безграничны, её способность к самовосстановлению в ближайшее время будет исчерпана, и человечеству грозит глобальный кризис. И создание новой концепции устойчивого развития — попытка разрешить эту проблему.


Чтобы быть этичным потребителем, важно творчески и осознанно совершать покупки. Творчески — значит, находить интерес и новые подходы в «зелёном» потреблении при каждом походе в супермаркет. Осознанно — значит, анализировать, что стоит за каждым товаром в яркой упаковке.

Вот некоторые признаки этичного потребителя:

  • планирует покупки заранее, избегает спонтанных покупок, не «покупается» на скидки по акциям;
  • стремится приобретать товары у местных производителей, снижая транспортный след;
  • думает об утилизации упаковки в момент покупки;
  • сдаёт отходы в переработку, тем самым даёт вещам вторую жизнь;
  • умеет читать составы продуктов и находить компоненты, которые лучше бы не находить;
  • выбирает продавцов, которые этично ведут свой бизнес;
  • обращает внимание на экологическую маркировку, настороженно относится к «гринвошингу» («зелёной» спекуляции);
  • практикует «день без покупок»;
  • и конечно, ходит в магазин со свой эко-сумкой, ведь пластиковый пакет — самый большой враг экологии!

Конечно, у такого потребителя есть много трудностей:

  • больше времени приходится проводить в супермаркете, изучая составы (но по опыту могу сказать, что это только в первое время);
  • иногда это отказ от упакованной-переупакованной любимой сладости в пользу весовых конфет;
  • скидка по акции перестает радовать глаз как раньше, скорее, раздражает.

Но взамен можно получить некоторые преимущества:

  • безопасные продукты — шаг к здоровому питанию. Вкус настоящих продуктов вместо, к примеру, усилителя вкуса глутамата натрия;
  • безопасная косметика и бытовая не-химия — чистый воздух в ванной и уборка, которую можно делать вместе с детьми, не опасаясь за их здоровье;
  • поддержка своих, местных предпринимателей;
  • ответственность за свои личные отходы и ни одного нового пластикового пакета в доме за неделю!

Планета сказала бы «спасибо», если могла бы говорить.



Фото автора, обработка Дарьи Беляевой.