Член липецкого отделения Союза художников России Михаил Виноградов работает художником уже очень давно. Это старейший член Липецкого отделения Союза художников России, и в 2012 году он отмечал 80-летие. Среди жанров отдаёт предпочтение пейзажам родного города, стремясь запечатлеть природу в разных состояниях. Большинство его работ отображают быт простых горожан, и зритель становится одним из персонажей его работ, окунаясь в атмосферу увиденного произведения. Работает художник в разных техниках, но в основном использует акварель.

Авангардная тема

Михаил Виноградов также известен живописью нестандартного для своего времени направления. Параллельно с реалистическими работами, для себя он создавал картины совершенно нового, авангардного характера.

Авангард заключает в себе сразу несколько течений изобразительного искусства. Временем его зарождения принято считать начало ХХ века. К авангарду можно отнести кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, а также сюрреализм и многие другие менее известные течения. Характеризуется это направление стремлением полностью отказаться от устоявшихся норм изображения предметов. «Чёрный квадрат» Малевича, например, — яркий представитель кубизма, а странную картину Эдварда Мунка «Крик» по праву относят к экспрессионизму.

Ближе всего Виноградову, по его словам, творчество французского художника Хуана Грисса. Про него Михаил Александрович говорит: «Если у Пикассо какую-то линию можно взять и повернуть в другую сторону, то у Грисса это практически невозможно».

«Липецк. Вечер. Дождь» 1975 год, бумага, соус

Пару лет назад в областном краеведческом музее открылась одна из немногочисленных персональных выставок Михаила Виноградова под лаконичным названием «Авангард». Её посетители впервые увидели работы, выполненные в манере, совершенно далёкой от реализма. Эти картины не пользовались особым вниманием в советское время по простой причине: большинство из них не отвечало устоявшимся требованиям к искусству тех лет, то есть картины были далеки от соцреализма, они не были направлены на выражение «нужных» мыслей. Более того, за них автора вполне могли исключить из Союза художников, в связи с чем работы в то время так и не увидели свет.

Чтобы показать, в чём же заключаются авангардные наработки Виноградова, рассмотрим его работу «Маскарад».

Это произведение можно отнести к позднему периоду творчества художника, оно было написано в 2004 году. На первый взгляд, как и во многих других работах авангардистов, трудно определить, что главное, а что отходит на второй план. Но стоит только получше присмотреться, как тут же становится ясным, что на рисунке изображён силуэт человека, скорее всего женщины, которая танцует на маскараде. Зритель вовлечён в действие, происходящее на картине, он сам становится участником этого маскарада.

Вокруг силуэта расположены пятна разных цветов, олицетворяющие присутствие множества ярко одетых участников праздника. Цвет здесь берёт на себя все основные роли выражения экспрессии. Большое внимание уделяется чёрному цвету, который является своеобразной основой силуэта. Чёрный — первый цвет, который мы замечаем, глядя на картину. Он явно преобладает над остальными, несмотря на красочное, праздничное настроение, создаваемое этим произведением.

Художник решает здесь, конечно, выразительную задачу, а не изобразительную. Велика степень условности изображения. Несмотря на то, что предметы раздроблены и отдельные их части написаны в одном тоне, нельзя сказать, что здесь не присутствует объём. Он показан так же абстрактно, при помощи изогнутых линий. Источник света не виден, он не играет роли в обозначении объёма или пространства.

Почему же именно это действо привлекло внимание художника? Видимо, ему было интересно передать впечатления человека, находящегося в центре такого яркого события как маскарад: яркие краски, круговорот сказочных перевоплощений, невероятные костюмы, живые эмоции и абсолютное присутствие этого особенного духа праздника и веселья. Какие же чувства вызывает эта картина? У каждого ответ может быть свой, в любом случае, загадочный «Маскарад» не оставит равнодушным ни одного зрителя.

Биографическая справка

Михаил Виноградов родился в далёком 1932 году в городе Юрьевец Ивановской области, но детство и юность провел в Костроме, где работал учителем рисования с 1958 года. Там он познакомился с учеником Ильи Репина, художником Николаем Шлейном, который оказал на него большое влияние.

Михаил Виноградов

В Липецк он переехал в 26 лет. Живя здесь, художник вскоре стал постоянным участником всевозможных выставок как в рамках нашего города, так и по всей России.

С 1964 года Михаил Александрович является членом Союза художников СССР.

Интересный факт: по его эскизам оформлен первый парковый подземный переход в Липецке.

По многим картинам этого художника можно изучать историческое прошлое нашего города, они прекрасно отражают дух того времени, в которое им суждено было появиться на свет.

В настоящее время художник тяжело болен, но, несмотря на это, он продолжает заниматься делом своей жизни — создавать новые, ни на что не похожие картины, наполненные смыслом и красотой.

Работы Михаила Виноградова можно посмотреть в альбоме.