На выставке представлены работы Сорочкина, Дворянчикова, Сальникова, Королёва, которые в юности прошли школу мастерства у живописца Сорокина. Сложно поверить, что все они — ученики одного художника. Никто не потерял себя и не стал похожим ни на Учителя, ни друг на друга, ни на кого бы то ни было. Эти имена являются достоянием липецкой истории, и сейчас, когда многих из них уже нет с нами, мы можем это сказать открыто и просто, а доказательства — в рамах на стенах.

Натюрморты Вилена Дворянчикова
Работы Евгения Сальникова
Первый натюрморт - Александра Сорочкина,
второй и третий - Вилена Дворянчикова
Натюрморт Виктора Сорокина
Графика Вилена Дворянчикова

— Когда эти художники в ранней юности пришли учиться к Виктору Семёновичу Сорокину в Елецкое художественное училище, они все были «чистый лист». И Мастер ставил им руку и глаз, а главное — учил самостоятельности, ориентировал на истину. Поэтому они и смогли воспринять тех прогрессивных художников из Москвы, которые стали приезжать в Липецк, и которых многие и сейчас не понимают, потому что их сознание — «полированная доска». Эта выставка показывает родственность их мышления, — рассказала на открытии Татьяна Ивановна Нечаева, арт-директор галереи, — Сорокин ещё тогда называл Сорочкина «аристократом» за отношение к искусству, манеры; и дерзость в цвете у Сальникова была ещё в училище, Сорокин говорил, что он не боялся цвета, да и сейчас не боится; в Дворянчикове рассмотрел композиторский дар, то есть умение находить оригинальные композиции; а Королёва любил за его душевные состояния пейзажей, которые этот парень из деревни так чувствовал в природе.

Выступление Татьяны Нечаевой

Так началось открытие выставки «Полдень года», и её праздничное настроение передалось посетителям. Тёплый июльский день, знакомые и радостные лица, прекрасные работы: на стенах галереи светилась симфоническая живопись Сорокина, декоративные композиции Сальникова, философские пейзажи Королёва. Из графики — тонкие акварельные натюрморты Дворянчикова, острые и эмоциональные рисунки Сорочкина. Несколько слов про ориентиры в искусстве представленных художников сказал липецкий скульптор Юрий Гришко:

— Для Сорочкина авторитетами были известные русские современные художники Виктор Попков, Павел Никонов, братья Смолины, Ирина Блюмель. А Дворянчиков общался с самим Павлом Кузнецовым.

Анатолий Нехорошев и Юрий Гришко

Владелец некоторых представленных работ, коллекционер Анатолий Нехорошев, в своём выступлении дал характеристику художнику Виктору Королёву:

— Вот Королёв у меня дома висит на втором этаже, совсем там неосвещённый, а тут так хорошо показанный, и я подумал, какой Анатолий Никофорович богатый человек! Все заслуженными художниками стали, кроме Королёва. Он был простым, пропахшим красками и топором, которым сам делал рамы. Брал черенки от лопаты, распиливал их, раньше ведь ничего не было. У меня есть фото Виктора Сорокина 1949 года, на обороте написано: «Моему лучшему ученику Королёву от учителя Сорокина». Видите, Семёныч именно его лучшим учеником назвал, и это не просто так. Не броские, не убивающие наповал, а очень скромные и лиричные у него работы, и в этом их сила.

Работа Виктора Королёва

А дальше речь пошла о липецких музеях в целом. Сегодняшняя выставка сама наталкивает на мысль: имея такие замечательные фонды в музеях города, мы редко где можем увидеть творения наших художников. Мы что ли стесняемся их? Почему липецких художников показывают в основном частные галереи, не имеющие фондов и собирающие работы для выставки по крупицам у коллекционеров Липецка и других городов? Почему мы занимаемся исключительно транспортировкой иногородних выставок, совершенно игнорируя собственные сокровища? От неумения оценить их? Довольно точная характеристика этого явления прозвучала на открытии:

— Липецкие художники совершенно перестали ходить в Художественный музей и Дом мастера. Молодёжь, которая там сейчас сидит (имеется ввиду руководство музея. — Прим. ред.), возомнила, что она ухватила Бога за бороду. Они получают всякие грамоты и забывают при этом нашу историю. Вот этой весной в Доме Мастера не было живописной выставки Сорокина. А у нас каждый год проходят его летние, зимние, осенние, весенние выставки. И кто же там сейчас? Индонезийская выставка какой-то воронежской художницы! То есть нам Сорокин и Дворянчиков неинтересны, а Индонезия интересна! Там о нём уже и не помнят (Дворянчиков является организатором Дома мастера, Областного выставочного зала, Картинной галереи (ныне Художественный музей). — Прим. ред.).

Фотография 1 из 7.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

А по поводу сложившейся ситуации с липецкими музеями хочется добавить слова
Робина Коллингвуда из его книги «Искусство как язык»:

«Честное сознание дает интеллекту верный фундамент для его строительства, коррумпированное сознание вынуждает разум строить свои здания на песке. Ложь, которой коррумпированное сознание опутывает интеллект, — это такая ложь, которую сам он никогда не может распутать. Чем больше коррумпировано сознание, тем более отравленными оказываются колодцы истины. Интеллект уже не может построить ничего устойчивого. Моральные построения оказываются воздушными замками. Политические и экономические системы превращаются в паутину».


Выставка «Полдень года» продлится до 3 августа.
Вход свободный.