Вот и наступила долгожданная пятница! Как мы её все ждали, как лелеяли всю нудную неделю надежду, что наконец-то, придёт заветный день и уж тогда-то мы ууух! Уж тогда-то мы аааах! Как отдохнём, как расслабимся… В пятницу ничего делать не хочется… Но сегодня рано утром редакцию «Культурного сайтика» сначала сотрясали громоподобне звуки, а потом Машина времени выплюнула письмо (на пергаменте!), за подписью Стентора Ахейского. Он просил рассмотреть его научный труд под названием «Иррациональность и «культ пятницы» в современном обществе» и срочно принять меры.

«Вам необходимо избавиться от «пятничной» зависимости, — кричал через рупор Машины Стенор, — иначе это приведёт к гибели цивилизации или, того хуже, к порабощению всего мира кровожадной пятницей».

Впрочем, к чему цитаты. Мы предлагаем нашим читателям самим насладиться трудами достопочтенного Стенора Ахейского. Мужайтесь, друзья. Сегодня — пятница.


«Индустриальные и постиндустриальные общества устроены весьма жестко: каждый должен выполнять ряд функций для выживания и социализации в нем. Все регулируется спросом и предложением, поэтому аппарат производства общества тяготеет к тоталитарности, определяя необходимые профессии, умения и установки, и врывается в сферу индивидуального потребления. Если учесть, что человек в первую очередь существо социальное, то есть коллективное, то вырваться из этого порочного круга весьма сложно. В доказательство социальности человека можно привести пример так называемых «детей-маугли», которые не социализируются в обществе и «Человеками» в полном смысле этого слова их назвать нельзя. Таким образом, главная задача человека, выращенного социумом, — отторгнуть себя от него, выявить свою индивидуальность через творческий протест. Именно поэтому люди уходили в монастыри и скиты. Скит — с символической точки зрения означает уход от мира, отделение себя от окружающего, где в тишине и покое человек осознавал себя в полной мере. А отсутствие, как таковых, вещей в ските было необходимо для того, чтобы человек сосредотачивался на самом себе, не блуждал глазами по вещам и предметам, не забивал свое сознание, смотрел внутрь себя. Минимализм дзэн-буддизма отчасти затрагивает этот момент.

Глобализация и потребности современных экономик уничтожают все индивидуальные потребности, размывая границы между личным и общественным пространствами, индивидуальными и коллективными потребностями. Во главе угла стоит Разум. Политическая, интеллектуальная, социальная и экономическая независимость исчезают как неразумное противостояние рационализации всех общественных процессов, и воспринимаются как бунт против самого Разума. Однако кажущаяся рационализация производства и иных процессов наталкивается на иррациональное потребление производимого товара, потребление которого необходимо для функционирования «общества потребления» и мировой экономики. Поэтому мода меняется каждый день, а количество торговых центров увеличивается. Уничтожение индивидуальности происходит путем создания трансконтинентальных корпораций, производящих одежду, еду, мебель. К примеру, джинсы демократизировали все общества, как ни один великий реформатор или революция. Они стерли различия между людьми, которые прежде выражались в одежде, уничтожив тем самым целый комплекс символических обозначений и знаков. А IKEA есть не что иное, как «демократизатор» всех стилей и направлений. Благодаря им отличить квартиру в России от квартиры в США или Норвегии практически невозможно. Кроме того, они не воссоздают сам стиль, скажем истинно английский или французский, они занимаются стилизацией.

Каким образом заставить человека что-либо делать? Страх — самый эффективный инструмент. Общество заставляет человека работать для того, чтобы он ощущал себя частью этого общества и путем рационализации спасал себя от неврозов, чувствуя свою социальную и экономическую эффективность. Каждый боится одиночества, боится быть никому не нужным и оторванным от «потока». Заставляя человека выполнять отупляющую работу, в которой нет острой необходимости, но за счет которой «общество потребления» может функционировать дальше, оно налагает свой отпечаток на самого человека. Вторгаясь не только в рабочее время и пространство, оно вторгается и в личное время и пространство. После отупляющей работы человек начинает активно отдыхать и релаксировать, используя способы, предлагаемые этим же «обществом потребления» и обществом Разума и Техники. Отупение человека продолжается и после работы. Эрих Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» убедительно доказывает, что древний человек работал значительно меньше людей современных, был привязан к земле и находился в постоянном процессе созерцания и гармонии с собой и окружающим миром.

Безудержный рост количества информации заставляет разрабатывать новые языки, в основном языки программирования, для сжатия, систематизации, хранения и передачи информации. Это означает, что слова как абстракции превращаются в метаабстракции — знаки и символы. Человечество превращается в набор символов и знаков, в абстракцию. Рост повторяющихся, механизированных действий превращает человека в биоробота. Эта цикличность и повторяемость становятся некой культовой деятельностью, словно шаманский танец, которая толкает человека в иррациональное бытие. Отсюда этот «культ пятницы». Человек выполняет всю неделю ненавистную ему работу, для того, чтобы потом отдохнуть от этой работы. Жизнь человека расщепляется на две части — время работы и время «не-работы». Работа представляется не составной частью жизни, а существующей в самой себе деятельностью, не связанной и не воспринимаемой как настоящая жизнь. Культ означает то, что человек не понимает внутренних процессов и относит все явления в область ритуала. При этом отдых от работы является тем же набором символов и знаков, штампов, следовательно, человек все реже находится в состоянии здравого ума, в состоянии полного осознания окружающей действительности и самого себя.

Любимая и интересная работа стирает понятие «8 часов», «5 дней в неделю» и главное — стирает эту резкую границу между работой и отдыхом. Любимая и интересная работа — это одновременно и отдых, и работа, и удовольствие, в результате которой пятница, как символ начала выходных, не может быть возведен в некий культ в сознании человека. Это характерный пример того, что огромное количество людей несвободны в своем выборе деятельности и находятся в разладе между своими внутренними желаниями и потребностями и необходимостью работать на благо «общества потребления». В пример можно привести создание нового канала «Пятница» вместо МТВ, на презентации которого организаторы говорили о том, что главная мечта огромного количества людей — пятница.

Выход из этой ситуации очевиден, но от этого не менее сложен. Каждый должен познать себя, понять кто он такой, что он любит, чем интересуется, чем хочет заниматься. Настолько ли каждый хорошо знает самого себя? Каждый ли может сказать, что он нашел себя и существует в гармонии с самим собой? Процесс этот сложен и я не уверен, что каждый захочет и готов к этому. Познание — это дорога, длиною в жизнь. Впрочем, я могу дать универсальный совет, как стать свободным от…»


Но, увы, на этом месте записи стали нечёткими и мы так и не смогли их расшифровать. В самом конце Стенор Ахейский подписал, что статья написана по материалам Эриха Фромма, Герберта Маркузе, Жана Бодрийяра, а его универсальный совет поможет всем избежать каторги «общества потребления». Редакция «Культурного сайтика» всеми силами старается наладить нашу Машину времени (она отказывается работать в пятницу), чтобы отправить журналиста в Древнюю Грецию разыскать Стенора и вызнать у него рецепт от нашей болезни. Будем держать вас в курсе! Пока что у нас получилость достать лишь короткое послание от Эриха Фромма:

«Судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться.»

Что это означает — мы пытаемся расшифровать всем коллективом. Как только у нас получится, мы сразу же дадим вам знать, наши дорогие читатели. Но, скорее всего, до понедельника!

С уважением, редакция «Культурного сайтика».