Визионер — очень творческий человек, который черпает образы не из окружающего мира, а из себя. Обладает искромётным воображением, иногда провидческим.

Есть художники, которые пишут то, что видят, есть те, кто пишет то, что чувствуют, но опираются на то, что видят. Шевченко писал то, что чувствовал, опираясь на память и воображение. И хотя он, как и все добропорядочные живописцы, ходил на пленэр и честно брал уроки у природы, это, к счастью, никак не помешало раскрыться и расцвести его настоящей натуре визионера.

Василий Иванович Шевченко родился в 1926 году в селе Колыбелка Лискинского района Воронежской области. Учился в Железнодорожном училище станции Лиски в 1941-1942 годах. Ему было всего пятнадцать лет, когда началась война. Был награждён двумя орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью Жукова. В 1945 году под Кёнигсбергом получил тяжёлое ранение и в девятнадцать лет оказался инвалидом. После войны пять лет провёл в госпиталях, потом перебрался жить в Липецк. Сменил несколько профессий, некоторое время даже играл на трубе и был руководителем духового оркестра. С 1972 года работает художником-оформителем.

Перед художественным фондом (В.Шевченко первый слева). 1983 год
Фото из личного архива Т.Ф.Фёдоровой
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/60) 2014:06:27 08:21:03

Был Василий Шевченко человеком скромным и спокойным, говорил негромким голосом, одевался со вкусом. Работая в Художественном фонде, развивал личное творчество. Свои работы подписывал аббревиатурой имени — ВИШ. Для них он собирал и использовал колера, то есть красочные смеси для плакатов, которые оставались после работы от других художников. Несмотря на то, что Шевченко жил довольно скромно и не имел серьёзных карьерных помыслов, в глубине души хотел быть авторитетом для молодых художников. Они приходили к нему домой, за чаем обсуждали живопись и литературу. Среди них был скульптор Евгений Вольфсон, впоследствии сделавший бюст на его могилу. Из коллег его поддерживал более всех Михаил Виноградов, сам нестандартно мыслящий художник. Остальные же были настроены либо негативно, либо равнодушно.

В.Шевченко (второй справа) среди липецких художников.
Фото из личного архива Т.Ф.Фёдоровой
Canon EOS 550D (ape f/4.0 : exp 1/30) 2014:06:27 10:27:09

А потом как-то был смотр работ на экспозицию монументального искусства в Выставочном зале, и Шевченко тоже посоветовали показать работы. Показал, и они понравились московским художникам из выставкома (выставочная комиссия, которая отбирает работы для выставки. — Прим.ред.). После этого начали к нему приезжать галерейщики из Москвы, в том числе и из Музея наивного искусства. Жена художника утверждает, что он дарил свои работы, потому что его они уже не устраивали. Устраивают только тогда, когда он над ними работает. С ним и его творчеством начали считаться, и в 1989 году прошла персональная выставка Шевченко в Московской галерее современного искусства. В 1990 году он был принят в члены Международной Федерации художников ЮНЕСКО и, наконец, в 1991 году — в Союз художников СССР.

Персональная выставка в Выставочном зале. 17марта 1992 года
Фото из личного архива Т.Ф.Фёдоровой
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/50) 2014:06:27 08:31:02

Многогранное таинственное искусство

Когда я картинку крашу, мысль моя течёт свободно:
я думаю обо всём, что было, что есть, что может случиться,
а когда это прекращается, я перестаю красить.
ВИШ

Наивное искусство — творчество художников-самоучек, очень похожее на русский лубок. В этом искусстве нет выдержанных академических пропорций или идеальных светотеневых объёмов. Тем не менее, это является искусством, так как формально и пластически эти необразованные художники способны также образно и необычно выражать свои ощущения.

Территория творчества Василия Шевченко простирается от наивного искусства до сюрреализма. Когда у художника спрашивали: «У вас абстрактное искусство?», он отвечал: «Никакой абстракции, натура. У меня реализм, но только свой». Можно отметить, что по цвету работы Шевченко напоминают фовистов, они такие же открытые и яркие, отличие же в том, что главное для него — не цветовые ощущения, а смысловое, часто метафорическое содержание. Истоки поисков выразительности видны в детском рисунке («Рыбонька» (1993), «Обновление» (1991)). Но лучше всего называть его живопись индивидуальной. «Пусть хуже, но своё», — сказал о себе художник в одном из интервью.

Рыбонька. 1993.
Оргалит, масло. 72х90

Нет, этот художник не испугался самого себя. Он не стал подстраиваться под уже изобретённые течения и не занимался стилизацией. Не переделывал своё естество под реалиста. Он стойко сносил усмешки коллег, отказы выставкомов, кромешное непонимание и неприятие в угасающую эпоху соцреализма. Всё это — в течение многих лет, и при этом не переставая работать. Иногда от недостатка материала художник рисовал на обеих сторонах ДВП или писал поверх готовой картины. Он рисовал каждый(!) день и просто не мог не делать этого, потому что был настоящим Художником.

Реальная боль. 1991.
Оргалит, масло. 74х91
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/40) 2014:06:27 10:08:01

Мифотворчество

Я не пишу ни животных, ни человека, ни строений.
Я пишу идеи, которые надо долго лелеять,
чтобы они приобрели выразительность.
ВИШ

О чём рассказывает нам Шевченко? О самом простом и важном — о войне, о любви, об экологической катастрофе и о людях. Он не пытается эстетизировать эти вещи, превратить в симпатичный товар. И для выражения своих мыслей художник прибегает к неоднозначным образам, который порой творит сам. Он создаёт целый мир со своей погодой, религией, населяет его. И знакомясь с этим миром, как-то сразу чувствуешь, что Шевченко просто показывает своею реальность, что он ничего не выдумывает, что ему чужда умозрительность и желание шокировать.

Земля и хлеб. 1995.
Картон, масло. 70х90
Canon EOS 550D (ape f/5.0 : exp 1/50) 2014:06:27 11:22:53

Там есть образы загадочные, даже пугающие, и они все что-то значат; его петухи и коровы — олицетворение каких-то языческих духов, не принадлежащих ни добру, ни злу, но обладающих несомненной силой Земли. Например, символ осени — птица, Новый год — огромный красный петух, ночь является в виде коня («Вольный Дон-Ночь» (1991)). Привлекают сказочные птицы с головами женщин. В русской мифологии это птица радости Алконост и птица печали Сирин. Этот образ встречается в картине «Ноктюрн» (1990) и «Русская зима» (1996). Некоторые образы взяты не из русской, а из европейской культуры. Например, в картине «Пастушка» (1993) можно разглядеть Европу и Зевса. Часто встречаемый образ — обнажённая женщина на петухе или лошади. Кажется, что это наглядная иллюстрация для книги Откровения в Библии, где сказано, что придёт Зверь Апокалипсиса, на котором воссядет великая блудница («Лето» (1991), «Цирк» (1993)). Есть у Василия Шевченко и цикл работ, являющихся предзнаменованием экологической катастрофы, есть работы на политические темы.

Молоко войны. 1990.
Оргалит, масло. 102х120
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/25) 2014:06:27 10:24:40

Год петуха. 1993.
Оргалит, масло. 70х90
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/40) 2014:06:27 10:40:59

Русская зима. 1996.
Оргалит, масло. 70х90
Canon EOS 550D (ape f/4.0 : exp 1/50) 2014:06:27 10:42:02

В стране дураков. 1993.
Оргалит, масло. 70х90
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/40) 2014:06:27 10:47:58

Беседа с вдовой художника

Большое значение в сохранении творческого наследия художника сыграла его жена Таисия Филипповна Фёдорова. Благодаря ей работы Шевченко активно общаются со зрителем: она устраивает выставки мужа, общается с искусствоведами, отдаёт в дар музейным фондам его картины.

Познакомились они в кардиологическом отделение, которым заведовала Таисия Фёдорова, и куда Василий Шевченко попал со вторым инфарктом. Ему было 55 лет. Они поженились и счастливо прожили долгих семнадцать лет, вплоть до его смерти.

В.Шевченко и Т.Фёдорова.
Фото из личного архива Т.Ф.Фёдоровой
Canon EOS 550D (ape f/5.6 : exp 1/50) 2014:06:27 10:03:28

… Мы посетили Таисию Филипповну в квартире, где она прожила с мужем долгие годы и где «всё сохранилось так же, как было при Василии Ивановиче».

«Василий Иванович рисовал он каждый день без выходных. Сделает работу, а дальше она для него как бы умерла, стала неинтересна. Работал он в квартире, в этом самом углу. На столе без мольберта.»

Тут художник хранил масляные краски
Canon EOS 550D (ape f/5.0 : exp 1/13) 2014:06:27 10:36:15

— Как вы отнеслись к работам Василия Ивановича, когда вы только познакомились?

— Я воспитана на реалистическом искусстве, а в 1980-х годах у него работы были ещё более сложные… Василий Иванович у меня спрашивал: «Вам нравится, что я делаю?». Ну а я же врач-кардиолог, забочусь о его сердце и прямо сказать не могу (смеётся). Я про его заболевание в каталоге подробно написала, но корректоры сократили. Он тогда Сарьяна любил, мне даже это было сложно. Но теперь я воспринимаю только Василия Ивановича и всех с ним сравниваю.

— Но коллеги не всегда положительно воспринимали работы Шевченко?

— На выставком везём работы. Одну взяли, две назад тащим. Я бы ни за что туда больше не поехала! Мы приходим домой, ещё даже не раздеты, а он уже красит.

— Вы издали прекрасный каталог «Я сам по себе. Василий Шевченко». Это Ваша инициатива?

— Да, полностью моя. Без помощи официальных лиц.

— Как вы относитесь к другим липецким художникам?

— Я их всех очень люблю, и они все для меня всего лишь пациенты! Я же врач. Как-то пришла к художнику Королёву, он мне на здоровье пожаловался. Ну типичнейшая стенокардия! Я ему сказала, что с этим делать. Художников надо любить и заботиться о них, они же все дети. Труд их не ценится, они рабы своей привязанности. Эти люди для меня святые.

— Чем любил писать Василий Шевченко?

— Маслом. Не было масла — гуашью, темперой, карандашом. Холсту предпочитал лист ДВП или грунтованный картон. Считал, что работы лучше хранятся на картоне. И он был прав.

Фото 1980-е гг.
Фото из личного архива Т.Ф.Фёдоровой
Canon EOS 550D (ape f/5.0 : exp 1/60) 2014:06:27 14:30:50

— На некоторых работах изображены символы христианской веры: церковь, свечки, кресты (например, «Св.Георгий» (1993), «Заросшая вера» (1991)), композиция «Спасите мир» (1995) очень похожа на каноническую «Св. Троицу». Василий Иванович был верующим человеком?

— Нет, верующим не был, но и против Господа тоже не был. Его скорее священники своим поведением не устраивали. Иногда я ему говорила, что после работы задержусь, в храм зайду. Он отвечал – хорошо. Против никогда не был. Но вообще не любил, когда я задерживалась. Прихожу, а он уже рисует дорогу, череп проломленный, кровь. До истерики. Боялся меня потерять. А я ведь заведующая кардиологическим отделением была! Скорая привезёт больного, врачу надо со мной посоветоваться, не могу же я уйти. Но Василий Иванович считал, что «раз кончился рабочий день – уходи». И не объяснишь.

К Новому году. 1995.
Картон, масло. 100х100
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/50) 2014:06:27 10:35:20

— Откуда же Василий Иванович брал эти образы? Они могли ему присниться?

— Да, могли. Он рассказывал об этом. А вообще он очень не любил свои работы объяснять. Считал, что зритель должен понимать сам.

— Почему так часто на картинах действие происходит при закате?

— Закат, восход — это действие, движение природы. Этот момент ему был интересен.

Скульптуры. 1991.
Оргалит, масло. 60х80
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/40) 2014:06:27 10:14:30

— Работы Василия Ивановича очень сказочные. Рисовал ли он с натуры или обходился собственной фантазией?

— Он десять лет ходил писать на пленэр. Иногда выходил по 3-4 раза в день. Написал семь тысяч этюдов. Василий Иванович говорил, что его фантазия взялась с этих природных этюдов.

У пруда. 1990.
Картон, масло. 50х69
FinePix S200EXR (ape f/2.9 : exp 10/2400) 2014:08:08 10:46:30

Это тоже этюд. Тут я и наш кот Кузя. Он обучил его гулять как собаку. Сам ходит по стадиону, и Кузя за ним. Потом кот устанет, сядет отдохнуть, дождёшься, когда Василий Иванович сделает круг, и снова за ним. Вот он нарисовал нашего кота, который с нами на этюды ходил, и меня в красном пальто, хотя у меня такого никогда не было. Хулиганил, надо сказать!

Для меня его этюды тем важны, что на них он писал число, год, чуть ли не час, я сразу вспоминаю тот день. А на картинах только год, иногда название, и это очень важно было, потому что его работы — шифр.

— В Ельце, в отличии от родного Липецка, есть персональный музей Василия Шевченко. Как Вы можете это прокомментировать?

— Его основал елецкий меценат Евгений Крикунов. Он говорил тогда: «Василий Иванович, я вам сделаю как Сорокину». То есть такой же музей. Потом проходили годы, Василия Ивановича уже не стало, и вот он меня пригласил посмотреть. Я приезжаю, действительно музей, но с этими… кружевными дамами. А мне кажется, либо живопись, либо кружева, несовместимо это. Потом он перенёс музей в другой дом, но я считаю, что там слишком тесно для живописи Шевченко.

— Он занимался только живописью или у него творчество ещё как-то проявлялось?

— Стихи писал.

— А что любил читать?

— Беллетристики не любил. Читал исторические вещи, о путешествиях, космосе. Про мою художественную литературу говорил: «Я тебе и так в конце конец скажу».

Попробуем растолковать некоторые работы Василия Шевченко:

Сон. Оргалит, масло. 1991.
Оргалит, масло. 80х90
FinePix S200EXR (ape f/2.9 : exp 10/2100) 2014:08:08 10:50:28

Сон — это такое полупрозрачное состояние человека, тихое и недвижимое, когда он обитает в другом измерении. Шевченко это измерение выражает это почти буквально — в загадочном тёмном лесу стоит стеклянный столик, на нём стеклянная ваза с маками — усыпляющими цветами забвения, а под ним рыба сом, созвучная слову “сон”.

Мгновение. 1991.
Оргалит, масло. 72х90
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/20) 2014:06:27 10:29:48

На первый взгляд — простой натюрморт. Но потом с радостью замечаешь лошадок с крыльями, которые с любопытством пчёл кружат вокруг букета сирени. Это нам почудилось? Или действительно длилось лишь мгновение, только надо было успеть не проглядеть?

Дипломатия, 1990.
Оргалит, масло. 100х120
Canon EOS 550D (ape f/4.5 : exp 1/50) 2014:06:27 10:43:25

Эта смешная картинка приближает Шевченко к традициям русского лубка, настолько ярко выражен типаж дипломата в образе птицы. В данном случае — это два петуха с очень длинными и гибкими языками, которые, видимо, могут убедить кого угодно. У одного даже хвост от красноречия цветёт синими цветами. Но разделяет их река-дорога — их текущий разговор, которая превращается в словесное дерево.

Натюрморт (Веранда). 1993.
Оргалит, масло. 50х67

Эта очень тонкая работа. Жанровая принадлежность — полунатюрморт-полупейзаж. Здесь важно не то, что изображено, а одно общее чувство, которое дают эти предметы — огромный разноцветный букет, ягоды и белая скатерть, сад, виднеющийся вдали розовый домик, даже слово «веранда», — всё это тонко передаёт ощущение лета.

Утро моего детства. 1995.
Оргалит, масло. 50х67
Canon EOS 550D (ape f/5.0 : exp 1/40) 2014:06:27 10:30:41

Многие из талантливых людей рассказывали о том, как для них было важно их счастливое детство и то место, где оно прошло. Например, Марьина Роща — Норштейна, Витебск — Шагала, Елисаветград — Тарковского Старшего, село Колыбелка — для нашего героя. И портрет этого места — почти в каждом пейзаже. Детство, это когда собаки были большими…


Почему же художник не прибегает к «официальным» жанрам, как, например, портрет, пейзаж, натюрморт? «Я всегда людей перевожу в пейзаж или натюрморт. Портретов не пишу. Не интересно. А вот воспринимать человека в его окружении интересно. Ведь каждый из нас — это мир в себе и то, что его окружает», — отвечает на этот вопрос сам художник.

Василий Шевченко ушёл из жизни 22 февраля 1997 года. За свою жизнь он написал более 1000 картин, было организовано более десятка персональных выставок, они проходят и сегодня.

Был основан Фонд сохранения памяти Василия Ивановича Шевченко. Основатель это Фонда, вдова сына художника Любовь Степановна Шевченко рассказала нам, что после раздела имущества сыну досталась половина наследия, который они сохранили и на этой базе надеются создать музей художника.

Произведения Василия Шевченко хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Министерстве культуры России, Государственном музее «Царицыно», Воронежском художественном музее им. И.Н.Крамского, Историко-краеведческом музее города Лиски, Липецком областном краеведческом музее, Доме мастера, музее детской художественной школы №2 г. Липецка, Музее Донского казачества города Новочеркасска, частных собраниях и галереях в России и за рубежом.

Василию Шевченко посвящены публикации в российских и зарубежных журналах. О его творчестве были сняты документальные фильмы (в т.ч. «В дремучий лес с таинственной луной» (1987)).

Посмотреть остальные работы художника можно в альбоме.