Успех любого фестиваля «для народа» прост: посадите на улице оркестр, приготовьте побольше чая и баранок, организуйте фольклорные песни от местных коллективов, переоденьте несколько человек в одежду знати при последних императорах и, чтобы окончательно прослеживалась связь времён, возьмите реконструкторов эпохи викингов. На эту канву можно будет нашить какой угодно сюжет. А вот насколько гармонично это всё будет смотреться — другой вопрос.

На фестивале в усадьбе Семёнова-Тян-Шанского всё вышеперечисленное сочеталось вполне гармонично. Организаторы удачно объединили народные гулянья в честь Яблочного спаса с конкурсом русского романса. Наверное, здесь синтез удался, потому что усадьба этого географа, биолога, статистика и общественного деятеля сама явилась словно точкой для связи времён. На улице расположилось всё, что относится к народу и нашим корням, а внутри дома осталось то, что свойственно высшим слоям общества, в том числе романсы. Логичное и безупречное отделение двух зон.

…Мы без труда нашли Урусово и, следуя указателям, по почти ровной дороге приехали к усадьбе. Уже на входе женщины и мужчины в разноцветных одеждах поют песни. Тут же продаётся бесчисленное множество безделушек из дерева, выкрашенных в яркие цвета, игрушки наших прапрабабушек и дедушек: трещётки, погремушки и верх совершенства — куры, клюющие зёрна.

Фотография 1 из 5.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Ухоженный сад закрывает нас от солнца, и мы перемещаемся от одной площадки к другой. Здесь и пленэр для художников, и песни от разных коллективов, и бесплатный чай с травами (а для студентов даже бесплатные блинчики и сладости, нестуденты же отдают за вкусности символическую плату в 10-20 рублей). Русский, китайский и киргизский чай разливается в нескольких точках — это чтобы мы прониклись личностью географа и путешественника Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. По усадьбе разъезжает тарантас и катает восторженных детей.

Фотография 1 из 6.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

На лавочках расположились колоритные бабули в ярких нарядах. «А это настоящее или современное платье?» — спрашиваю я. «Какой там современное, это ещё моя прабабушка носила», — гордо отвечает одна, показывая расшитые рукава. Оказывается, что все наряды у участниц фольклорного ансамбля из Дёмкино достоверные, старинные. И голоса их льются на всю усадьбу: сочные, звонкие, перекатываются, как спелые яблоки. Пятьдесят лет они поют в ансамбле, сохраняют традиции и передают нам свою любовь к пению. Когда слышишь их, проникаешься и веришь: никаких «псевдонародных» нарядов и «псевдонародных» песен.

В два часа на крыльце усадьбы начинает играть оркестр, и туристы заглядывают внутрь дома. Там два экскурсовода набирают желающих пройти «по стопам великого путешественника». Конечно, в горы Тян-Шаня нас не повели, а только по дому учёного и саду.

— Когда Петра Петровича спрашивали, как он всё успевает, он отвечал: «Усталость — это дурная привычка, я такой привычки не имею», — вдохновленно рассказывает экскурсовод, и кажется, что он сам примерил на себя эти слова и давно живёт по заветам учёного. Рассказ экскурсовода цепляет, потому что он искреннее влюблён в свою малую родину и восхищён личностью Семёнова-Тян-Шанского.

Фотография 1 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Кажется, здесь все искренне любят это место и слово «патриотизм» здесь вполне понятно: вот наша земля, вот наши деревья, которые сажал учёный, вот наша маленькая и холодная река Ранова и мостик через неё, вот маленький фонтанчик с мхом и лягушками, а вот и сам дом, в котором жил великий деятель.

— Как хорошо, что вы пришли сюда с детьми, — говорит экскурсовод. — Они должны видеть и понимать… нашу историю. У Петра Петровича было три пункта для того, чтобы быть счастливым в любом возрасте: любить и быть любимым, заниматься тем, к чему лежит душа, и приносить пользу людям.

А романсы на межрегиональном конкурсе «Гори, гори, моя звезда», увы, нам не удалось послушать. Желающих оказалось гораздо больше, чем могла вместить в себя отведённая для этого комната усадьбы. Нам удалось только немного подслушать пение через стенку. Частенько мы слышали вздохи зрителей, обречённых сидеть в первом ряду, в стиле: «Ну почему же эти романсы такие длинные?». Остальные же толпились в проходе и пытались попасть в комнату, но тщетно.

Всё же я слукавила о рецепте универсального фестиваля. Он вовсе не такой, каким я его описала вначале. Главное — это любовь к людям, к своему делу и занятие тем, к чему лежит ваша душа.


фото Андрея Устинова и Виктории Дьяковой.