В нашем славном Липецке состоялся необычный не только для города, но и для всей России «Фестиваль друзей Экклезиаста», в котором принимали участие знаменитые музыканты со всей страны. Фестиваль проходил с 18 по 20 февраля, и был организован Православным молодёжным центром «Экклезиаст».

Не знаю, с чего и начать описывать это незабываемое событие. Может быть, с того, как я перепугалась, попав в «Экклезиаст» впервые, как меня смущали батюшки в рясах, и закончить тем, что на фестивале я должна была присутствовать один-единственный первый день, а «протусила» все три, ни разу об этом не пожалев.

Фотография 1 из 10.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

В первый день после обеда в центре «Экклезиаст» состоялся круглый стол с участием отца Димитрия, Псоя Короленко и отца Артемия Владимирова на тему «Юродство в творчестве», о том, как говорить с теми, кто не может воспринимать чистое слово. Отец Артемий долго шутками-прибаутками вёл беседу со зрителями, пытаясь ответить на вопрос, где кончается шутка и начинается стёб, где безумство ради Христа, а где бесовство. «Для дурака кажется, что все вокруг придуриваются». Оказалось, что у священника и художника много общего: «ежели живёшь в миру, с людьми, то умей с ними шутить». Когда слово передали Псою Короленко, он заговорил о постмодернизме, стёбе и поэзии, порицая смех ради смеха. «Мы можем использовать наработки смеховой культуры для придания нового смысла». А по поводу обсценной лексики музыкант и поэт ответил, что не должно быть хулы, негатива. А это могут создать любые слова, несущие заряд ненависти, и если художник их использует, то ему следует проследить, зачем он это делает.

После круглого стола был первый концерт, который открыл Андрей Козловский, известный композитор, музыкант, бард. В общем-то, почему-то хочется говорить не о чудесных песнях, которые исполнены с доброй улыбкой, а в душе вызывают грусть, а о царящей вокруг атмосфере дружелюбия: люди сидят на полу или тесно прижавшись друг к другу на скамейках, у некоторых на руках дети, и вдруг посредине песни захныкал малыш — Андрей Козловский со светлой улыбкой посмотрел в сторону ребёнка и кивнул ему, продолжая петь… Маленький слушатель затих, а Козловский продолжил свои душевные песни. И тогда он добрался до «Колыбельной», которая так грустно и долго повествует о пути мужчины по дороге жизни, но заканчивается так трогательно:

Когда-то давно у меня было все, что было когда-то.
И возможно даже что-то, чего никогда больше не будет.
Я из этого построил свой дом с парой детских кроваток,
В которых сладко дремлют те, кто меня, вероятно, разбудит.

Спят, спят, спят на подушках из крыльев.
Спят, спят, спят под парусом белым.
Спят, спят, спят на мягкой перине.
Спят, спят, спят за стеною из камня.

После этих строк становится понятно, что всё тут правильно, всё сложилось, и улыбка малышу, и добрый взгляд в зал.

Следующим выступал Андрей Анпилов с более ироничной программой, в которую вошли стихи для детей. А я убеждена: чтобы писать стихи для детей, нужно обладать очень чистой душой. Для родителей прозвучали советы по воспитанию ребёнка:

Есть еще хороший метод,
Сильно действующий летом —
Выгнал в поле, как козленка,
И скомандовал: «Пасись!»
Он побегает кругами,
Не мешаясь под ногами —
Не узнать потом ребенка,
Так он вымахает ввысь.

Не привыкли мы к такого рода концертам. Для нас концерт — это что-то пафосное, феерическое, такое, чтобы со «звездой» не поговорить, чтобы автограф за счастье, а тут — запросто. Музыканты сидят в зале, рядом с нами, внимательно слушая своих «собратьев по цеху», с тобой говорят, как будто мы сто лет знакомы. Да и все между собой становятся знакомы уже через несколько минут после начала концерта.

Последним в этот вечер выступал Псой Короленко, филолог, поэт и певец. От него энергия исходит сумасшедшая, когда он топчется на сцене, подыгрывая себе на синтезаторе (а синтезатор стоит на гладильной доске): вот где разгулялась фантазия и постмодернизм! Очень ловко орудуя разными языками, переворачивая слова, с шуткой он поёт о серьёзных вещах.

Особенно запомнилась его песня «Новые приключения Маркизы». К сожалению, в записи с вечера в Липецке мы эту песню не нашли, но мы можем вам предложить посмотреть, как исполнил Псой эту песню в начале года в Чикаго.

А в остальном, прекрасные мои, всё хорошо. Всем залом пели «Отчего, почему, ты душа моя упала…» и всем залом бежали потом на остановку, чтобы успеть на последние замёрзшие автобусы.

О том, как продолжился фестиваль, читайте сегодня на Культурном сайтике!