Второй день фестиваля, вторник, начался с лекций Павла Лиона, больше известного как Псой Короленко, прошедших на филологическом факультете ЛГПУ. Я спешила на эти лекции с необыкновенным воодушевлением, во-первых, полагая, что будет очень интересно, во-вторых, догадываясь, что попаду в общество умных и думающих людей. Я не ошиблась ни в первом, ни во втором.

Умных и думающих людей набралась большая поточная аудитория. И не часто стены этой комнаты видели столь благодарных и внимательных учеников. В зале стояла полная тишина, которая прерывалась лишь вопросами по теме. Павел Лион, кандидат филологических наук, представил собравшимся 2 лекции. На первой, посвященной теме «Бивис vs Баттхед: Что такое вкус и что с ним едят?», поговорили о критериях оценки искусства, о том, что такое хороший вкус и можно ли вообще говорить о таком явлении, бывает ли хорошей попса и где истинные критерии качества классических произведений. При этом именно «поговорили», так как лектор оказался абсолютно открыт конструктивному диалогу и позволил всем желающим высказаться на данную тему.

Вторая лекция на тему «Как написать настоящую чушь: Теория и практика графоманской песни» плавно перетекла как раз в практику. Поговорив о том, чем же хороша чушь и где начинается графомания, всем миром стали подбирать самые неудачные и избитые рифмы для создания настоящей бредовой песни. Впрочем, рассказывать о лекции — дело неблагодарное. Если вы туда не попали (а я искренне надеюсь, что на то у вас была уважительная причина), то вы можете, во-первых, ознакомиться с видео, а, во-вторых, скачать полные аудиозаписи прошедших лекций: Лекция 1; Лекция 2, часть 1; Лекция 2, часть 2.

Лучше вспомним то, что произошло во вторник вечером, а именно основную и главную часть фестиваля — Центральный концерт, проходивший в ДК «Сокол». Перед началом действия в приветственной речи отец Димитрий Струев вспомнил друзей "Экклезиаста", которых уже нет на свете: Александра Непомнящего и недавно ушедшего Вадима Кузьмина. На открытии концерта Дмитрий Дубров, лидер группы «Лихолесье», исполнил одну из самых светлых песен Лукича «Я не точка».

Фотография 1 из 17.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Первым с сольной программой вышел Алексей Вдовин. Глубокая лирика, запоминающиеся мелодии, надрывный голос… нет, всё это не то. Главное — проникновенность. Его песням веришь, их образы бьют в самую цель, слова летят с губ, словно неспокойные птицы. «Алексей сегодня открылся как никогда. Может быть, потому что играл в большом зале», — делится впечатлениями моя знакомая, давняя поклонница творчества музыканта. Алексей спел несколько своих песен, в том числе ставшую весьма популярной «Жди меня, жди», а закончил волшебным произведением «Дом». Влюблённые в зале стали прижиматься друг к другу, а друзья обменивались улыбками.

Сразу после Алексея Вдовина сцену захватил другой любимец липецкой публики — Павел Фахртдинов. В отличие от серьёзного Вдовина обаятельный Павел сразу же начал шутить и общаться с публикой, что, впрочем, никак не умалило глубины его песен. Если оценивать музыку по количеству мурашек, которые бегут по телу во время прослушивания, то творчество Фахртдинова получило бы наивысшую оценку. На некоторых произведениях мурашки разбегались от ушей до пяток. А между тем со сцены доносились те простые истины, о которых мы вечно забываем, о которых нам надо постоянно напоминать: «не думай о том, почему ты, думай о том, для кого ты». Впрочем, зрители не успевали погрузиться в размышления о вечном, потому что своё выступление Павел обильно приправлял всякими шуточными стихотворениями и песнями.

Когда он запел свой «Рэп», весь зал зашёлся в хохоте, а редакция «Культурного сайтика» вместе со всеми активно делала движения рукой, как самые настоящие рэперы! Не забыл музыкант в песне поделиться и своей бедой-неудачей, что купил он билет до Липецка на 19 число, а потом оказалось, что на 19 марта.

«Культурный сайтик» узнал у Павла Фахардинова, правдива ли эта история:

— Да, это правда, я физически не мог здесь выступать, но случилось чудо и я здесь.

— Значит, в марте ещё приедете, раз билет-то есть!

— Я его всё же попытаюсь сдать.

— Чем этот фестиваль отличался от предыдущих трёх?

— Сегодня я выстраивал программу более осознанно. В прошлый раз я был несколько сумбурен по отношению к общему движению фестиваля, а сейчас лучше.

Следующим в программе был Псой Короленко, которого ещё утром мы видели на лекции. Музыкант исполнил несколько песен в дуэте с Ольгой Чикиной, в том числе любимый всеми «Диалог у телевизора» Владимира Высоцкого. Сольная ироническая часть выступления Короленко привела зал в весёлое состояние, особенно переработанная версия «Всё хорошо, прекрасная маркиза».

Закончил концерт Сергей Калугин своим основательным серьёзным выступлением, вспомнили про "Радио Армагеддон", порадовались и погрустили.

После концерта Алексей Вдовин поделился своими впечатлениями о происходящем:

— Отлично всё получилось, практически без накладок, которые бывают, когда много выступающих, а сегодня всё было на одном хорошем уровне: и отлично выступили, и публика хорошая, принимали хорошо. Хотя мы не первый раз на этом фестивале, но чем дальше, тем круче. Так и должно быть.

— Круче в каком плане?

— Во всех!

— У вас концерт в «Облаках» завтра. Вам больше нравится играть сольники или выступать на фестивалях?

— По-разному. Бывают такие фестивали, что лучше сольников. А бывают после фестивалей такие впечатления скомканные, что думаешь потом, стоило ли вообще выходить.

— Как вы считаете, подобные фестивали нужны для молодёжи?

— Конечно, где ещё, как не на фестивале, они бы услышали Псоя или Калугина? На сольных концертах только кого-то одного можно услышать. А тут, может быть, шли на одного, а услышали другого.

Музыканты разъехались, чтобы на следующий день встретиться уже в более уютной и тесной обстановке. Фестиваль продолжался!

А мне хочется добавить, что самое главное, на мой взгляд, во всём фестивале — это не качество звука, не величина исполнителей, не количество пришедших людей, хотя всё было на высоком уровне. Основное, что удалось создать на всех мероприятиях — атмосфера. Здесь не грубят и не ругаются, здесь не толкаются, ни свистят, не заказывают «Мурку». Здесь все друг другу улыбаются, уступают места, делятся конфетами, здесь все друг другу знакомы, даже если никогда раньше не встречались. Чудесное ли это действие музыки или чего-то ещё, но удивительное ощущение добра, отзывчивости и какого-то предстоящего чуда буквально витало в воздухе.

Играй, не считая минуты,
Просто играй свои ноты.
Не думай о том, почему ты,
Помни о том, для кого ты.

Пусть к первым тебя не причислят,
тобой можно будет согреться.
Просто играй свои мысли,
Просто играй свое сердце.

Продолжение читайте на Культурном сайтике.