Актёра Даниила Спиваковского, пожалуй, знает и стар и млад, ведь он успел сыграть более чем в семидесяти фильмах: от нашумевшего блокбастера «Обитаемый остров» до сериала «Есенин», от экранизации по мотивам Гоголя «Дело о «Мёртвых душах» до мелодрамы «Две судьбы». Сложно найти актёра с более разнообразной фильмографией. На его счету роли таких весомых личностей как Лев Ландау, император Пётр III и даже Адольф Гитлер. К нам Даниил Спиваковский заехал с творческим вечером, устроенным Липецкой областной филармонией 27 февраля в Областном ДК. Публика на вечер собралась элегантная и почтенная: всё женщины в своих лучших выходных платьях. Эта картина наводила на мысль: что нам их Джонни Депп, когда у нас тут свой Спиваковский полный женский зал собрал!

Фотография 1 из 7.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Актёр был крайне удивлён, что за всю историю своей карьеры он не был в Липецке ещё ни разу, а ведь 10 лет назад ему пришлось прожить аж полтора месяца в Ельце. Из-за этого ли или просто из-за большого интереса к жизни и творчеству актёра журналисты на пресс-конференции буквально атаковали Даниила вопросами. Впрочем, и сам Спиваковский так же бодро давал развёрнутые ответы даже самым любопытным вопрошающим. Профессионализм ли сказался или актёр действительно любит общаться с публикой, но слушать его было необычайно интересно и приятно. Ни тени звёздной болезни, никаких тайн или шаблонных фраз — всё открыто напоказ.

По традиции сразу спросили,какие впечатления вызвал у актёра наш славный город металлургов.

— Город очень хороший. Он теперь будет у меня ассоциироваться с большим количеством фамилий космонавтов. Вообще нет большой разницы, где выступать: в столице или в провинции. Люди везде одинаковые. Тем более от Липецка до Москвы совсем близко, зритель за всем следит.

Даниил Спиваковский знаменит не только своим актёрским талантом, но и находчивостью. В своё время он умудрился одновременно учиться на двух дневных бюджетных отделениях: на актёрском и на факультете психологии. Для этого ему пришлось пойти на хитрость и сказать, что он потерял аттестат. Когда в школе ему выдали новый аттестат, он отнёс его во второй ВУЗ и стал студентом двух очных отделений сразу. Задачу облегчало то, что университеты находились на одной улице, в 400 метрах друг от друга, и усердный студент нередко бегал с пары на пару, а иногда и с экзамена на экзамен. Безусловно, обучение на факультете психологии и практика в психиатрической больнице не могли не оказать влияния на последующую актёрскую карьеру мастера.

— Конечно, в любом случае актёр пропускает роль через себя. Жизненный опыт записывается на невидимую плёнку и потом проявляется в ролях, — рассказывает Даниил Иванович. — Однако я не верю актёрам, которые говорят: «Эта роль меня так изменила, перевернула весь мой внутренний мир». Это неправда. Есть специальные техники вхождения и выхождения из образа. Актёр должен вести роль, а не роль актёра.

— А как же выражение, что «на сцене надо жить? — удивляются журналисты.

— Как говорила Фаина Раневская, «если бы я так забывалась на сцене, я бы упала в оркестровую яму».

От психологического опыта разговор плавно перетёк к разговору о великих актёрах, на которых равняется в своём творчестве Даниил:

— Это в первую очередь Джек Леммон, прекрасно сыгравший в фильме «В джазе только девушки». Российских коллег не хочется называть, боюсь, кого-то не упомяну. Но российская актерская школа очень сильная. Мне нравится Евстигнеев, он умеет перевоплощаться, лицедействовать. Я сам очень люблю, когда мне достаются разные, не похожие друг на друга роли.

Роли Спиваковскому и вправду постоянно достаются необычные, но почему-то чаще всего отрицательные:

— Я сыграл множество негодяев, даже Гитлера (в фильме «Легенда об Ольге»). Когда мне позвонили и пригласили на роль Адольфа, я подумал, что они что-то перепутали. Мне было сложно представить, как из меня можно сделать фашистского лидера. Но на площадке оказался очень грамотный гримёр. Я был второй Гитлер в её опыте, первого она гримировала в фильме Сакурова «Молох». И вот она где-то час надо мной колдовала, а потом я подошёл к зеркалу, смотрю, а там Адольф! Вообще, почему-то так получается, что я много играю всяких злодеев. Мы как-то раз с женой смотрели фильм, в котором я играл отъявленного безжалостного негодяя. И после этого фильма жена глянула на меня с большой опаской.

Даниил Спиваковский действительно актёр широкого спектра. Помимо театральных ролей он постоянно снимается в полнометражных фильмах и сериалах, знакомых всем, кто смотрит телевизор. Не секрет, что некоторым людям сериальный жанр кажется низкопробным. Однако у Спиваковского другое мнение на этот счёт:

— Сам я не смотрю сериалы просто потому, что у меня нет времени. Но я абсолютно нормально к ним отношусь. Я считаю, что на телевидении должен быть выбор. Человек сам решит, что ему смотреть, исходя из его вкуса и воспитания. Впрочем, и сериалы бывают разные. Например, когда по телевизору шёл многосерийный фильм «Дело о «Мёртвых душах», его постоянно прерывали огромными рекламными блоками. Впечатление стиралось, потому что такие произведения нельзя перекрывать стиральными порошками. Поэтому этот сериал вызвал столько критики у зрителей, а вот тем, кто позже посмотрел его на DVD, он понравился.

Не забыл актёр поделиться и актёрскими секретами:

— Я принимал смерть на экране всеми различными способами, перепробовал все виды суицида. Даже от старости умирал. Умирать на съёмках всегда весело.

— А целовались вы на съёмках много? — тут же интересуются любопытные журналисты.

— Много. Но надо уметь целоваться в кадре. Это отдельное искусство. В кино целуются не по-настоящему. Чувства, страсть — всё это передаётся в первую очередь глазами, взглядом. А вот поцелуи такими, какие они есть на самом деле, снимать нельзя. То, что в жизни прекрасно, на экране будет выглядеть пошло и некрасиво.

Даниил очень красочно и подробно рассказывает о том, как правильно целоваться в кино, как преодолевать страх на съёмочной площадке. Не скрывает он и подробностей своей личной жизни. Когда во время пресс-конференции у него звонит сотовый, он тут же докладывает: «Жена беспокоится». Позже, на творческом вечере, он расскажет удивительную историю знакомства со своей женой Светланой, которую актёр встретил на борту самолёта. Светлана работала стюардессой и сразу же покорила актёра. Не один месяц пришлось провести Даниилу в поисках номера очаровательной бортпроводницы. И буквально чудом они встретились вновь.

Помимо этой удивительной истории актёр рассказал ещё много о своей жизни, профессиональном опыте, чудесных совпадениях и случайностях, которые строят нашу судьбу. Спиваковского предупредили, что в Липецке очень скромные люди и вопросы задавать постесняются. Но эти опасения оказались напрасными. Поклонницы с удовольствием спрашивали о наболевшем, а самые застенчивые просто передавали записочки. Впрочем, может, это была лишь уловка, чтобы лишний раз приблизиться к актёру и пожать его руку, а то и в щёчку чмокнуть. Два с лишним часа зал с замиранием сердца ловил каждое слово Даниила. Ушёл со сцены неутомимый актёр лишь потому, что его были вынуждены прервать организаторы. Время вышло.

Я смотрела на этого жизнелюбивого, энергичного человека и удивлялась его неиссякаемому запасу жизненных сил. У него каждый день съёмки, перелёты, концерты, а он при этом остаётся активным и приветливым, не устаёт верить в случай и в любовь.

— Откуда вы черпаете столько энергии?

— Я сам не знаю… Наверное, один из секретов заключается в разнообразии моей деятельности. Когда я играю какого-то основного персонажа, я всегда стараюсь взять параллельно какую-нибудь незначительную роль, чтобы не погружаться полностью во что-то одно. Я считаю, что в творческом процессе всегда должна быть новизна.

— А каков ваш девиз?

— «У меня не бывает безвыходных ситуаций».

Возможно, именно эта жизненная позиция и позволяет актёру постоянно двигаться вперёд, держать внимание зрителя и восхищать поклонниц. И вам, дорогие читатели, мы желаем почаще вспоминать этот девиз!