На три дня фестиваля «Областной центр романовской игрушки» гостеприимно распахнул все свои двери. И это не преувеличение — приехать, посмотреть, попробовать и узнать много интересного мог любой желающий, достаточно было перебороть свою лень. Далеко не каждый может похвастаться, что когда-либо видел «в живую» то, что происходило в Троицком. Весь процесс создания керамической посуды был вынесен на публику — от рождения на круге до обжига.

День первый

Он был наполнен мастер-классами до отказа. Сергей Пуртян из Иркутска рассказал о глиняных музыкальных инструментах и показал как сделать небольшой шейкер — маленький керамический барабанчик, обтянутый кожей и наполненный мелкими камушками (горохом, зёрнами, любым сыпучим материалом).

Андрей Задерий из Омска показал технологию изготовления посуды из глиняного жгута. При таком способе основа изделия делается из раскатанных жгутов, а затем выравнивается и окончательно формируется на гончарном круге. Этим методом можно делать довольно крупные вещи.

Мастер из Краснодара Иван Безбородов дал мастер-класс по росписи гончарной посуды ангобом. Ангоб — жидкая цветная глина. Такой глиной можно, при помощи, например, спринцовки, нанести орнамент любой сложности. После просушки, покрытия глазурью и обжига получается красивый рисунок. Ещё Иван сделал традиционную кружку-шутиху «Напейся, не облейся». Суть этой шутихи в том, что пить из неё традиционным способом невозможно — через скрытые отверстия жидкость будет проливаться. Но если знать секрет и найти особое отверстие, то вполне можно выпить и не облиться.

Ещё были мастер-классы по росписи глазурью (гончары Сергей Зарубин, Александр Чернышов и Елена Ермакова из Богородска), где можно было попробовать свои силы в росписи небольшого изящного кувшинчика, чашки или тарелочки. Расписанные изделия отправлялись на обжиг, после которого готовую вещицу можно было взять себе.

В этот день зрителей ждали ещё два необычных события: роспись «пылающей фигуры» и изготовление «бумажной» печи. С недавнего времени на фестивалях появилась новая традиция. Совместными усилиями гончары делают большую глиняную скульптуру. Понятное дело, что обжечь более чем полутораметровое изделие в обычной печи невозможно. Поэтому для его обжига сооружают «одноразовую» печь на улице.

Три дня гончары трудились над будущей «пылающей фигурой» и постепенно под умелыми руками вырос… цветок папоротника. Высохшую скульптуру покрыли глазурью. Над масштабной работой трудились Александр Сысоев, Елена Ильюшонок и Сергей Никулин.

«Бумажная» печь. Звучит несколько неправдоподобно, особенно, если вспомнить что керамика обжигается при температуре около 1000 градусов. Но печь на самом деле бумажная! Если кратко, то выглядит весь процесс примерно так: в земле выкапываются две пересекающиеся канавки — воздуховоды. В центре укладывается готовая для обжига керамика. Затем она обкладывается дровами. В конце всё оборачивается слоями газет, каждый лист которых обмазывается жидкой глиной. Поджигаем, и готово! Подобный обжиг в полевых условиях длится примерно полдня.

Фотография 1 из 9.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

День второй

Начался с конкурса. Участники должны были выполнить две работы: копирование образца и творческое задание на заданную тему. Всё происходило в реальном времени. Было любопытно наблюдать, как одну и ту же задачу мастера решали каждый по-своему, используя собственный набор приёмов.

День продолжился мастер-классами по традиционной игрушке, скопинской (Юрий Гефендер и Наталья Годовникова) и лебедянской посуде. Пётр Космаков и его ученик Иван Яковлев (Лебедянь) провели несколько мастер-классов для детей. Каждый ребёнок попробовал себя в роли гончара и «выкрутил» небольшую простенькую посудинку.

Были разломаны бумажные печи, и из их руин три девушки — Анна Толстая, Ольга Будакова и Оксана Дьякоменко — ловко вынули готовые горшки, крынки и миски. Кое-что не выдержало и лопнуло, но это уже издержки метода. Кроме двух «бумажных» печей была сооружена печка из подручных материалов: старая металлическая бочка, оцинкованный профиль, немного смекалки и армированного скотча. Сергей Пуртян, автор этой «шайтан-бочки», попутно рассказал тонкости данного вида обжига. Кстати говоря, печка жутко дымила, вполне оправдывая своё название.

Даже без «шайтан-бочки» дыма было немало. На дворе проводили «обвар» и «дымление». Обвар — способ финальной обработки керамики, при котором раскалённый сосуд опускают в специальный состав — обвар — клейстер из ржаной или овсяной муки. Обвар делает глиняную посуду более водонепроницаемой. Кроме того, поверхность приобретает характерный крапчатый вид. Дымление отличается от обвара тем, что вместо клейстера используются опилки. Результат дымления — чёрная поверхность, повышенная водонепроницаемость и звонкость посуды.

Помимо мастер-классов, в этот день была организована развлекательная программа и ярмарка керамики.

Фотография 1 из 4.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Финалом дня стал обжиг «пылающей фигуры». Скульптуру создавали прямо на месте на сложенной для этого печке. Перед началом обжига «Папоротник» обернули огнеупорной ватой. Через некоторое время пламя разгорелось и, увлекаемое потоком воздуха, устремилось внутрь керамического цветка. С наступлением сумерек вату сняли и папоротник расцвёл огнём. Трудно описать это зрелище — его надо было увидеть собственными глазами.

Фотография 1 из 10.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

День третий

Последний день фестиваля был самым спокойным и самым официальным. Состоялась конференция о проблемах традиционного гончарства, открылась выставка «Современные гончары России» и были награждены победители конкурса: главный приз взял Сергей Никулин. А ещё прошла лекция по гончарной керамике, которую читал и показывал необычный гость фестиваля — Мир-Темур Ибрагим Оглы Мамедов, гончар и почётный член Союза художников Грузии.

Организаторы провели огромную работу, собрав в нашем небольшом «Областном центре романовской игрушки» столько замечательных гончаров со всей России. Если Задонск и Лебедянь находятся под боком и гостями из этих городов удивить сложно, то остальные мастера приехали из Иркутска, Омска, Краснодара, Богородска, Москвы, Скопина и т.д. Не обыденное, всё-таки, событие в жизни нашего города. И почему же оно вызвало такой слабый отклик? Это уже вопрос к горожанам.

Выставка продлится два месяца. «Областной центр романовской игрушки» находится в селе Троицкое по адресу: ул. Гагарина, д. 60.


Фотографии Лютикова Виктория и Анастасия Короленко