Поразительно, но едва вышедший в прокат фильм «Люси» уже вовсю сравнивают со всем известным «Пятым элементом», который был выпущен на экраны кинотеатров семнадцать лет назад. С тех пор Люк Бессон снял немало картин, но давно уже публика не горела таким интересом. В своём новом фильме режиссёр рисует перед нами картину хаотичного, сверхнаселённого современного мира, в котором отношения строятся между теми, кто имеет силу, и теми, кто вынужден подчиняться её воздействию, чтобы выжить.

В центре этих отношений Люси (Скарлетт Йоханссон) — молодая девушка, студентка, которая, благодаря своему недальновидному знакомству, оказывается в роли наркокурьера с сомнительной перспективой выйти из передряги живой и невредимой. Её приключения приводят к тому, что в её кровь попадает около пятисот грамм наркотика нового поколения и возможности её разума начинают стремительно увеличиваться. На двадцати процентах использования своего мозга она перестаёт ощущать боль и осознаёт всё своё прошлое вплоть до времени пребывания в утробе матери, на тридцати становится способной менять свою внешность за доли секунды, а на сорока подчиняет себе электромагнитные волны. Но молниеносное увеличение способностей — не такой уж и подарок. Каждые последующие десять процентов ведут Люси к необратимой гибели, которая ни для неё, ни для зрителей не является секретом.

Идея фильма Бессона не так уж и сложна. Все полтора часа фильма посвящены не столько борьбе сверхчеловека с мировым злом, представленным в лице корейского бизнесмена, сколько идее о том, что силой своего разума человек может менять окружающий мир. И для этого не обязательно использовать свой мозг на фантастических сто процентов. В самом начале фильма Люси — обычная легкомысленная девушка, и Бессон совершенно не скрывает: она стала жертвой как раз потому, что совершенно не думала, когда связывалась с сомнительным типом в ковбойской шляпе.

Однако Бессон говорит нам с первых кадров: включите мозги, начните соображать, и тогда вы перестанете быть жертвами, перестанете подчиняться и подчинять, вырветесь из этого круга, в котором один обязательно оказывает давление на другого. Ведь не деньги делают человека великим. В итоге все миллионы корейского бизнесмена не помогли ему справиться с одной Люси, напичканной знаниями.

Разум — это движущая сила, по мнению Бессона. В его фильме интеллект предстаёт слишком мощной субстанцией, которую не в силах вынести один человек. Тело Люси становится лишь оболочкой, которая разрушается, и она из человека, обладающего знаниями, очень быстро становится самим Знанием. Девушка не может применить свои способности ни на что, кроме как на уничтожение своих врагов — у неё просто не хватает времени. Единственное, что она может сделать — это попытаться передать все свои знания, всё накопленное за миллиарды лет истории, чтобы однажды люди смогли воспользоваться ими.

Конечно, сама идея постижения своего мозга на сто процентов, кажется нереальной. Бессон сам говорил, что кино прекрасно тем, что может быть утрированным. За этим преувеличением мысль о том, что наш разум может помочь нам стать великими, совершать открытия, менять мир по крупице, выглядит необыкновенно реалистичной и жизненной. А зачем постигать свой мозг на сто процентов? Нужно ли это? Люси стала сверхчеловеком, но словно потеряла своё человеческое «я» с чувствами, эмоциями, болью и страхом. И в масштабе всего человечества чрезмерное постижение разума тоже кажется ненужным. Подобные возможности приведут к очень быстрому развитию, и как следствие, к скорейшей гибели всего человечества. Подтверждением этой идеи становится судьба самой Люси, интеллект которой стал сильнее её.

Конечно, вы не увидите в этом фильме многочисленных разноплановых характеров, многогранных образов, которые всегда так привлекательны в фильмах Бессона. Вы не будете наблюдать за развитием необыкновенной любовной линии, как в случае с Лилу и Корбеном Далласом из «Пятого элемента», здесь нет и трогательности «Леона». Но Бессон всегда остаётся собой в своих фильмах. Погони, драки, перестрелки с участием едва ли не целой армии, сногсшибательные спецэффекты, быстро сменяющиеся кадры истории жизни на Земле — и за всем этим скрывается попытка постичь человечество, целую Вселенную через одного человека. Благодаря всему этому фильм пролетает как одна минута. И финал истории совершенно очевиден — нам подарили источник невероятных знаний о прошлом, теперь только нам решать, как жить дальше.