Но они поют, а хормейстер светится улыбкой, запрятанной в рыжеватую бороду, одобрительно кивает. «Как вы хорошо поёте», — скажет он потом липчанам. А сейчас — оборачивается к хору, где тридцать мужчин продолжают раскладывать по голосам всем знакомую мелодию. Если можно передать ощущения от концерта — то только многоточиями. Или с помощью видео.

Хор Сретенского монастыря уже не в первый раз приезжает в Липецк.

— Почему мы приехали снова в Липецк? Просто нам нравится этот город, — говорит мне в гримёрке перед концертом Дмитрий Лазарев, — здесь нас хорошо принимают, и к тому же у вас есть чудесный Камерный хор.

В репертуаре Хора Сретенского монастыря как духовные, так и светские песни. Народные русские и украинские напевы, а также много произведений советских и военных лет. На сайте Хора указано, что предпочтение композициям советских лет отдаётся неслучайно — во время гонений на церковь, по мнению хористов, люди вкладывали скрытый смысл в песни.

— Например, «Я люблю тебя жизнь» — это о празднике весны, жизни, в песне явно говорится о Пасхе, — утверждает Дмитрий Лазарев, — потому что нельзя было открыто высказываться, и люди прятали слова. А теперь, если присмотреться, «Я люблю тебя жизнь» — это о Светлом Воскресении. Также вы знаете песню «Этот мир придуман не нами», здесь имеется в виду, что мир придуман Богом. Мы исполняем эти песни, потому что в них есть скрытый смысл.

В репертуаре Хора Сретенского монастыря есть даже «гимн американских рабов» Let my people go. Композиция вошла в репертуар хора после месячного тура по миру: её добавили, потому что она известна повсеместно.

— Когда поёшь песни светские — это одно настроение и ощущение. С духовными иначе, ведь мы часто поём на богослужениях в храме. И сказать, что больше нравится, нельзя, это просто разное, — делится Дмитрий.

А вот выступать в России хористам больше нравится, ведь здесь им подпевают. Иностранцы же слушают внимательно, серьёзно, даже если песня весёлая.

И мы подпевали. Люди в строгих пиджаках, женщины в офисных одеждах — видимо, сразу после работы, пожилые дамы и совсем немного молодёжи — преображались, слушая, как задорные песни сменяются грустными и снова перетекают в плясовые.

На самом деле, не так важно, что подразумевается в той или иной песне, зимел ли в виду автор текста Светлое Воскресение или Бога, является ли она молитвой или светской песней. Если композиция хорошо исполнена, то божественный смысл дойдёт до каждого — божественная гармония.