Проектор погас, тёмные шторы с окон сняты, все тихо расходятся, чтобы собравшись с мыслями, через 10 минут снова вернуться - поговорить о фильме. Обсуждение заканчивается, и, наконец, остаются самые преданные киноманы, мы начинаем беседу уже о клубе.

— Расскажите, как появилась такая затея. Я прочитала, что это случилось целых 15 лет тому назад.

— Да, всё началось в 1999 году на факультете лингвистики и межкультурных коммуникаций (ФЛИМК) ЛГПУ. Клубные традиции в Липецке раньше существовали, но в какой-то момент они оказались утеряны. На факультете в то время было большое количество новых начинаний, иногда невероятных, но всегда интересных. Когда я начал заниматься научной работой, то так совпало, что у декана появилась мысль возродить традицию, и это стало частью моей работы. Уже несколько поколений студентов сменилось, и в этом году мы открываем 16-ый сезон.

— Многое, наверное, изменилось с той поры. Как проходили первые показы?

— Однажды после пар я предложил ребятам: «А давайте посмотрим кино». — «Ну давайте! А какое?» Мы решили, что раз мы немецкая группа, начнем именно с немецкого кинематографа. И первые фильмов 10 были немецких режиссеров. Начинали смотреть на обыкновенном старом телевизоре, на кассетах, какие удавалось найти.

— Каким образом составляется программа?

— Например, 15-ый сезон я распланировал так, чтобы в него попадали разные режиссёры и актёры, у которых были юбилеи. Но конечно, есть такие фильмы, которые рано или поздно должен увидеть каждый человек, и приходится повторять их, потому что аудитория меняется. Фильм «Жизнь как чудо» в наших кинопоказах уже во второй раз, например. Если кто-то постоянно ходит к нам на просмотры, то он обязательно увидит стилистическую и тематическую связь.

— А вы смотрели фильмы в «фирменном» одноголосом переводе?

— (смеётся) Смотрели, к сожалению. Однажды была такая забавная ситуация: смотрели фильм Райнера Вернера Фассбиндера «Замужество Марии Браун». Фильм был с вот этим переводом, на заднем фоне звучала немецкая речь, английские субтитры. Люди, владеющие языками, смотрели как минимум два фильма одновременно, а то и три. Сейчас ситуация изменилась, но некоторые фильмы до сих пор невозможно найти с хорошим переводом.

— Вы помните первый фильм в клубе?

— Да, конечно. С него и началась моя любовь к немецкому кинематографу. В русском прокате он называется «Путешественник» или «Странник», экранизация романа Макса Фриша «Homo Faber». Для нас он послужил некой отправной точкой.

— Откуда у вас такая любовь к фильмам?

— Просто так ведь ничего не происходит. Увлечение росло незаметно, я погрузился в мир кино ещё в 90-е. Своеобразное самообразование – по 2-3 фильма в день и обязательное чтение в удовольствие. Тогда и посмотрел по-другому на кинематограф - как на искусство, а не на времяпровождение, и захотелось поделиться этим. Нельзя открыть что-то для других, пока сам для себя не понял. И я очень благодарен студентам, за то, что иногда подталкивают к мыслям, почему им надо показать именно этот фильм, и как, обсуждая его, доходить до ценностей, которые хотел передать режиссер.

— У вас есть список фильмов, которые как вы считаете, нужно обязательно посмотреть?

— Есть любимые фильмы, а есть фильмы, которые хочется посоветовать. Да, не скрою, очень часто обращаются, в том же Вконтакте с вопросами, какое кино посмотреть. Мой встречный вопрос всегда – а какое хотите? Советую фильмы, обычно исходя из личности человека, который спрашивает. Моё любимое кино однозначно «Сталкер» Тарковского. Ещё есть фильмы Ингмара Бергмана, есть Бернардо Бертоллуччи «Последнее танго в Париже». Это вещи, без которых я себя не представляю, потому что в своё время они мне очень-очень помогли.

— Некоторые фильмы тяжелы для понимания, к примеру, абсурдные и сюрреалистические. Вы смотрели в клубе фильм «Андалузский пёс» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали?

— (Улыбается) Насладиться искусством нельзя без усилий. Да, смотрели. Это был последний, заключающий фильм 2006 года, и, по моему мнению, посмотрели его успешно: продуктивно обсудили, он вызвал живой интерес у зрителей.

— Вы смотрите кассовые фильмы?

— Голливудские? Уже давно нет. Основная их цель – прибыль от проката и развлечение. Почему тот же Кустурица не воспринимает Голливуд? Потому что там искусственная идеальность, которой, впрочем, не веришь, а у него – чудо, которому готов поверить зритель. У авторского кино цель даже не дать ответы на какие-то вопросы, а заставить задуматься. По окончанию семестра мы составляем для себя рейтинг просмотренных фильмов, но не для того, чтобы выяснить какой лучше или хуже (плохого кино мы не смотрим), а чтобы определить, какое оказалось наиболее близким, и почему.

Мы стараемся посмотреть на фильм глазами режиссёра. Если удаётся понять, что он хотел нам сказать, то и для себя из этого можно многое вынести. Проще становится общаться с другими людьми – развивается толерантность и стремление понять чужую точку зрения, а не просто отрицать её, вот чем ещё полезны такие фильмы.

— Какие дальнейшие планы на развитие клуба?

— Работать ещё определённо есть над чем, и много ещё чего предстоит посмотреть, например, в этом году планирую коснуться темы документального кино, а также показать некоторые анимационные фильмы.

Сейчас сентябрь, а студенты, которые будут вновь выступать на апрельской конференции, уже выбрали себе темы. Это говорит об их глубокой заинтересованности, и мне кажется, это важнее, чем внешние выходы на какие-то арены. Да, нас зовут устраивать кинопоказы в кафе, например, но я считаю, что если другие люди придут к нам, и будут разговаривать на нашем языке, по тем не прописанным, но давно сложимся правилам, пользы будет больше. Каждый должен заниматься своим делом.

— Что самое главное для вас в этой деятельности?

— Не просто показывать кино, но и совместно его понимать. Если люди пытаются это делать, они рано или поздно добиваются своего. Как преподаватель, я вижу на занятиях развитие ребят, вижу, как совсем по-другому они начинают смотреть на многое. Они рассматривают определенные, не касающиеся их проблемы гораздо ближе, не только со своей колокольни, и потому учатся видеть и растут над собой. Начинающим же кинолюбителям мой совет не смотреть всё подряд, а начинать с классики, ведь именно на её основе создано всё сегодняшнее. Броское и модное кино высвечивает круг вопросов, которые решаются очень однозначно. Все ответы даны. Зачем тогда это кино? Всего лишь получить удовольствие? Слишком мелко. Гораздо полезнее, если ты не просто получаешь удовольствие от сюжета, но и размышляешь над тем, как показана нам история.