Праздник этот организован в честь дня рождения Виктора Сорокина, народного художника России, нашего земляка. В этом году к знаменательной дате была проведена уже VII Областная выставка, работами для которой поделились и члены Союза художников России — профессиональные мастера, и начинающие или пока не признанные художники, и студенты художественно-графического факультета. Традиционно у этой выставки нет какой-либо темы — пейзаж, натюрморт или портрет. Техника исполнения тоже свободная — живопись, керамика, акварель или что-то другое. Открытие выставки соответственно 25 декабря.

Помимо «взрослой» выставки ежегодно организуется также «детская». И в Выставочном зале прошёл IX областной открытый конкурс-фестиваль художественного творчества детей и юношества имени народного художника В.С. Сорокина. Это выставка-конкурс, по которой подводят итоги и награждают самых, по мнение жюри, талантливых ребят. В этом году в мероприятии приняло участие 280 детей из образовательных учреждений Липецка и области. Для многих эта важная победа является отправной точкой во взрослый мир художников.

Иван Носуль. 5 лет
DMC-FS10 (ape f/2.8 : exp 10/300) 2012:12:10 10:00:03

Еще одна выставка прошла в областном Центре культуры и народного творчества. На ней были представлены работы самодеятельных художников, то есть людей без специального художественного образования. Открытие состоялось 24 декабря.

Да, этот год особенный для липецких любителей искусства — он юбилейный. Виктору Сорокину исполнилось бы 100 лет. Художник всю жизнь занимался самым важным для себя делом — живописью, за что был награждён орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета». Произведения художника хранятся в коллекциях многих музеев, в частных собраниях и галереях России и за рубежом.

В честь юбилея в 2012 году было запланировано и проведено много мероприятий.

Итоги юбилейного года

С 3 февраля по 17 марта в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» была проведена выставка работ Виктора Сорокина.

А 19 июля т.г. в стенах Российской Академии художеств была открыта выставка произведений художника, также приуроченная к солидной дате.

15 октября 2012 г. в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства прошла церемония награждения победителей еще одного детского художественного конкурса «Посвящение Мастеру». Конкурс проводился среди учащихся липецких художественных школ. Победителей наградили грамотами и ценными подарками, но главные призы - выставка из лучших работ конкурсантов и поездка в следующем году в Москву в Российскую академию художеств. Там для детей проведет мастер-класс сам президент Российской Академии художеств Зураб Церетели. Впечатления точно останутся яркими!


Олег Королев,
глава администрации Липецкой области:
«Яркие полотна Сорокина полны жизнелюбия, свежести и оптимизма. По мнению специалистов, искусство художника вышло далеко за региональные рамки и оказало влияние на всю российскую живопись второй половины XX века.»

Татьяна Горелова,
начальник управления культуры и искусства Липецкой области:

«Можно долго говорить, насколько прекрасен Виктор Семёнович и как личность, и как художник. От себя могу добавить только одно: не сразу творчество этого замечательного человека было признано. Только в конце прошлого века Сорокина увидели и начали по-настоящему понимать. А ведь понять его действительно не так-то и просто. В 1992 году ему было присвоено звание почётного гражданина города Липецка, в 1997-м — он получает высочайшую награду Академии художеств — золотую медаль. Ещё при жизни был открыт Дом Мастера, где он встречал любимых и уважаемых гостей, работал сам. Виктор Семёнович родился и прошёл свои университеты в столице, но мы очень горды, что именно на нашей земле, где он оказался в 1948 году, развился его могучий талант, что именно в Липецкой области были созданы замечательные произведения, вошедшие в сокровищницу культуры и искусства. Мы благодарны за возможность открыть юбилейную экспозицию здесь, в центре Москвы. Наверное, Виктор Семёнович нас видит, слышит, в этот момент он с нами. И ощущение его присутствия здесь есть, как и в Доме Мастера в Липецке.»

Дом Мастера. Фото elmich

Татьяна Нечаева, искусствовед:

«Липецкой земле чрезвычайно повезло, что на ней жил и трудился такой выдающийся самородок, как Виктор Семёнович. Вряд ли в Липецке найдётся хоть один художник — живописец, скульптор или график, не испытавший на себе влияние творчества Сорокина. Не в смысле подражания или заимствования приёмов. Мастер привёз в Липецк то, что можно называть искусством по гамбургскому счёту. Он обозначил такую планку, что заставил всех к ней тянуться. Пока Виктор Семёнович был жив, этот уровень сохранялся.»

Константин Сутягин, московский живописец:
«На мой взгляд, неподдельное искусство отличается от недоискусства тем, что оно всегда на месте. Всё равно, где оно находится — в Липецке, Москве, Париже — настоящие вещи везде остаются таковыми.»

Конечно, это демонстрирует всероссийский уровень живописца.

В конце декабря в Липецком областном художественном музее прошла пресс-конференция, посвященная художнику. В Доме мастера состоялась презентация документального фильма о живописце из липецкой серии "Жизнь замечательных людей". Там же презентовали фильм и книгу о Мастере. Юбилейные выставки работ Виктора Сорокина прошли в Липецком областном художественном музее, доме Мастера, Краеведческом музее, Картинной галерее.


Биографическая справка о Викторе Сорокине

Родился художник в дореволюционной Москве 25 декабря 1912 года. Двухэтажный дом на 1-ой Мещанской улице. Любящая, заботливая мать — из купеческого сословия. Отец — офицер. Братья. Воскресные походы в церковь. После Революции смерть родителей, потеря семьи и дома — в пятилетнем возрасте; сиротство, гражданская война, голод; детский дом «Суханово» (бывшее имение Волконских,— островок поруганной, но ещё живой красоты), трудовая коммуна в Люберцах.

Учёба в Московском государственном художественном институте им.В.И.Сурикова, куда в 1936 году по рекомендации Б.В.Иогансона был принят сразу на второй курс. Находясь в 1941-43 годы в Самарканде, куда во время Великой Отечественной войны был эвакуирован институт, работал над дипломным проектом «Самаркандский пейзаж». Сокурсники, восхищаясь, рассматривали почти уже законченную картину: на фоне величественной храмовой архитектуры Самарканда, освещенной солнцем, бредёт отара овец, утопая в светящихся клубах пыли. Когда все уже покрывали лаком свои картины и подыскивали для них рамы, Сорокин, к ужасу всех, почти полностью счищает работу с холста. Пишет заново, — и успевает в срок. Защита (уже в Москве) длилась недолго: дипломная работа была встречена аплодисментами членов Государственной комиссии, председателем которой был П.П.Кончаловский. В 1945 году «Самаркандский пейзаж» экспонировался на Всесоюзной художественной выставке. Это послужило основанием для принятия уже в 1946 году Виктора Сорокина в Союз художников СССР.

В.Сорокин. Пасмурный день. Переславль-Залесский. 1984

Среди учителей Сорокина были также И.Э.Грабарь, С.В.Герасимов, Г.М.Шегаль, А.А.Осмеркин, чье творчество явилось органичным сплавом традиций русской школы живописи и достижений европейских импрессионистов и модернистов. С момента знакомства с работами французских мастеров, хранившимися в годы его юности в московском Государственном музее нового западного искусства, Сорокин постоянно находился с ними в творческом диалоге. Художник быстро обрел собственную манеру письма, однако дорожил свободой самовыражения и не соглашался идти на компромисс с искусством официоза. Очень редко работал на заказ. Бывало, что «дописывали» его картины другие, желая помочь ему заработать немного денег.

В.Сорокин. Зимний Елец. 2001

Самые зрелые творческие годы живописец провел на липецкой земле. В Ельце, как вспоминал сам художник, ему удалось сохранить собственный, независимый голос. Манера наложения красок, их объемность и интенсивность, мощный открытый мазок, свободное движение кисти наполняют холст необычайной энергией. Стиль мастера передает его темперамент, а легкость, яркая декоративность, кажущаяся спонтанность творчества связаны с постоянным открытием небывалых цветовых гармоний. Органичная слаженность композиционно-пластических построений, пастозная манера письма, создающего неподражаемые красочные фактуры, вызывают безграничное богатство ассоциаций.

В подготовке статьи использовались материалы с сайтов:

Московский Союз художников России
ИД "Липецкая газета"
Энциклопедия Угреши