Ведь короткий метр представляет собой квинтэссенцию полнометражного киноматографа. Это в полной мере смогли понять и ощутить посетители вечера короткометражных фильмов, прошедшего в «Облаках» 23 декабря.

SPLITSCREEN: A LOVE STORY

Фильм снят на два телефона Nokia N8 в двух городах — Париже и Нью-Йорке. Бюджет фильма составил 5000$ и он победил в конкурсе Nokia.

Удивительная короткометражка! Во-первых, снято всё на два телефона, а это говорит о многом: современные технологии стали доступны каждому, и теперь любой может попробовать выразить свои идеи и мысли без особых проблем. Во-вторых, их компактность идеальна для бытовых зарисовок, через которые выражается глобальная или глубокая идея, тема, поэтому такая форма визуализации понятна всем, она адресована каждому. Отсюда съёмка от первого лица, это одновременно мы все и каждый по отдельности. Удивительно и то, что это видео выявило тенденции глобализации — несмотря на расстояние между городами, быт людей, их образ и ритм жизни, их вещи не различаются никак. Есть разница оформления, но суть каждого явления — поездка в метро или утренний кофе — остаются теми же для всех. Это абсолютно точно мир идей. В-третьих, на протяжение всей короткометражки мы видим отличающийся колорит справа и слева, особенно в концовке, при встрече на мосту. Это намек на разность восприятия мира, разное виденье красок, цветов, настроений в формально одинаковом окружающем мире и телефон, как одна из важных составляющих современного быта человека выходит на новый уровень. И в-четвертых, факт того, что это сделано «на коленке», без специальной техники и творческой группы профессионалов, правда при неплохом финансировании, переворачивает само представление о том, что с помощью телефона и иных средств невозможно создать что-то художественно ёмкое, живое, интересное и эстетически приятное.

7:35 de la Ma?ana

Испанский черно-белый короткометражный музыкальный фильм 2003 года. Номинант на «Оскар» в 2005 году в категории «Лучший игровой короткометражный фильм». Выиграл 6 категорий номинаций на разных фестивалях 2004-2005 гг.

Ничем не примечательные 7:35 утра превращаются в совершенно странную ирреальную ситуацию. Девушка покупает завтрак, садится и начинает что-то подозревать: совершенно «мёртвые» лица посетителей; два музыканта, которые просто стоят с инструментами в ожидании, как вдруг один из сидящих в кафе встаёт и начинает петь и танцевать. Каждый из посетителей подключается к исполнению (причем читая текст по бумажке на ладони — и это первый знак, что здесь что-то не так), и всё это превращается в самый настоящий мюзикл. Второй ключевой момент — девушка замечает гору мобильных телефонов у официанта под ногами и его красноречивый взгляд в сторону запевалы. Затем мы видим официанта обвешанным динамитом, а посетительница вызывает службу спасения. Конец просто потрясающий: «экстремист-шоумен» обхватывает мешок с конфетти, подрывает себя и весь зал наполняется конфетти.

Если смотреть на все это с точки зрения рационализма, то певец-шахид — форменный психопат. Но идея совсем в другом — это явно из ряда вон выходящая ситуация, доведенная до фантасмагории и абсурда в 7:35 утра в обычном кафе. Это попытка пробудить людей, и в современном скоростном мире такая форма пробуждения чуть ли не самая действенная. А конфетти от разорвавшего на атомы певца и мешка — финальный аккорд «человека-праздника». Самое удивительное и многозначное в этом фильме — реакция посетителей. Сложно однозначно сказать, что им это не нравится. Возможно, многие мечтают оживить свою жизнь и спастись от рутины, причем неважно как: будут ли им угрожать динамитом или пистолетом.

3x3

Короткометражный фильм Nuno Rocha, призёр европейских кинофестивалей.

Интересная история о форме и содержании, двух разных подходах, разной природы одного и того же действия: ум против тела, интеллектуальное против физического. Но так ли против?

Фильм показывает, как меняется наше отношение к человеку, когда за внешней формой открывается удивительное содержание, талант. Образы уборщика и охранника не случайны — это способ вызвать максимально возможный диссонанс, а кроме того, это средство дать понять, что в любом может быть что-то удивительное и поражающее. Если смотреть с точки зрения реализма и натурализма, то высчитать полет мяча возможно только теоретически, без физической тренировки запустить три мяча подряд точно в цель возможно только если это чудо. Но смысл здесь не в реализме и возможности. Идея в том, что каждый подход по-своему хорош, но без физики тела теория остается теорией, а без теории физика тела заключает себя в границы мышечной памяти и не больше, следовательно, каждый человек должен заключать в себе обе природы и уметь пользоваться ими как по отдельности, так и в совокупности. Кроме того, симбиоз двух начал дополняет каждый из них по отдельности и создает третью силу в результате слияния двух.

Про ёжика

Российский короткометражный фильм 2007 года. Лауреат множества премий, в том числе призер Ebenseer B?ren in Silber на фестивале EBENSEE FESTIVAL OF NATIONS в Австрии, 2008 год.

Совершенно нафталиновая история, казалось бы, о советских реалиях, серости и стадности людей. Однако не являются ли возгласы этих же людей о том, как из нас делают одинаковые серости, яростным желанием противопоставить себя тому прошлому и снять с себя ответственность за такое же настоящее? Ведь совершенно понятно, что не из нас делают серости, а мы сами делаем себя и окружающих серыми. Дети во многом лишь проекция взрослых, их воспитания, мировоззрения. И показательно, что лишь одна мама не пожалела сил, времени и творческой энергии, чтобы сделать просто Иначе, сделать своего ребенка другим. Почему-то остальные родители молча сделали то, что требовалось механистически. Взрослым людям удобны такие стандарты, когда все должны быть равными и одинаковыми, потому что быть индивидуальностью — это искать проблем на свою голову, но это не что иное, как спасение от раздумий, от лишних усилий, от самоидентификации, потому что это требует внимания, сил, времени и фантазии.

Особое внимание привлекает разный колорит кадра, цветовое решение: дома в процессе создания костюма Деда Мороза, где складывается явное ощущение волшебства происходящего за счет очень мягкого приятного света, и атмосферы в детском саду — где всё уныло, серо и повсюду белые майки зайчиков. Совершенно эпичным является кадр, когда Дед Мороз-ребенок стоит напротив Деда Мороза-актера (мужика, по всей видимости, из этого же детского сада), а посередине находятся невинные зайчики. Странная ситуация, когда все друг друга лишают чуда, радости только потому, что Дед Мороз-ребенок не вписывается в формат, в представления воспитателя и детей. В конце концов герой не остался один и чудесно провел время с таким же как он неформатным волком.