Рампы, софиты, финальная сцена, героиня произносит проникновенный монолог и выпивает яд. Тишина. И зал взрывается овациями. Актёры выходят на финальный поклон, зрители рукоплещут.Кто из нас в детстве не мечтал стать актёром? Вот так же стоять на сцене перед сотней зрителей. Сегодня ты безумная Офелия, а завтра — Джульетта. Мечта эта не так уж несбыточна. Может, профессионалами многим из нас не стать и Большой театр не покорить, но поучиться театральному мастерству и сыграть в самом настоящем спектакле может каждый.Несколько лет назад в нашем городе успешно функционировал молодёжный театр NEwФОРМАТ под руководством тогдашних студентов колледжа искусств Татьяны и Евгения Блиновых. Театр произвёл на свет несколько спектаклей и был распущен по независящим от руководителей обстоятельствам. Но от театра ещё никто просто так не уходил! И именно поэтому Татьяна и Евгений, набравшись опыта, со свежими силами открывают набор в совершенно новый молодёжный театр «Онегинъ», занятия в котором будут проводиться абсолютно бесплатно. О том, что было и что планируется, «Культурному сайтику» рассказала режиссёр свежерождённого театра Татьяна Блинова.

Татьяна Блинова, режиссёр театра «Онегинъ»

О том, как появился «NewФормат»

Театр был образован лет 7 назад нашим преподавателем в колледже искусств Русланом Алиевым. Сначала мы посещали его театральную студию в качестве учеников. И вот в один прекрасный вечер мы после репетиции пошли гулять всей труппой. Ребята убежали куда-то вперёд, а мы с Русланом шли сзади. И у нас случился следующий диалог:

— Слушай, я тут в Питер уезжаю, — вдруг признался преподаватель.

— Как? Зачем? — Переспросила я. Это было очень неожиданно.

— А я поступать буду дальше.

— А как же театр?

— А театр я решил тебе оставить.

— Мне?! Боюсь, я одна не справлюсь, — я была шокирована таким поворотом событий, ведь я училась тогда только на 2-м курсе.

— А с Женей справишься?

— Алиев показал на маячившего впереди Женю Блинова.

— С Женей? Я попробую. Так, неожиданно для самих себя, мы стали руководителями театральной студии. Сначала мы репетировали в ДК НЛМК, но там у нас не срослось. Мы перебазировались в ДК Строителей. Очень боялись, что нас туда не возьмут, но нас взяли.

Евгений Блинов, художественный руководитель театра «Онегинъ»

О поставленных спектаклях

Первая наша постановка была «Солнце всех неспящих», в которую вошли несколько сцен из разных произведений (Р.Брэдберри, В.Дурненков). Потом был спектакль-фантазия «Пустая комната» по мотивам поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах». Был поставлен также ряд новогодних спектаклей. Потом многие закончили учёбу, переехали в другие города. И их можно понять, они хотели больших перспектив, чем тогда могла дать наша театральная студия.

Про бывшую труппу

Много людей отсеивается в том момент, когда наступает время что-то делать. К нам много приходило ребят просто так, хорошо время провести. А когда оказывалось, что в театре надо ещё и работать, большинство из них разбегалось.Изначально в театральной студии у Руслана Алиева занималось около 50 человек. На первых занятиях места не было, куда сесть. Когда мы перешли от теории к практике, начали репетировать, количество людей сразу сократилось вдвое. Когда стали активно репетировать, людей ещё уменьшилось. В результате в труппу входило где-то человек 15, но надёжный постоянный костяк состоял из 6-7 человек.

Почему распался театр

Театр просуществовал под моим и Жениным руководством 4 года. Мы многим нравились, нас хвалила администрация, но никто так и не вызвался нам помочь. Люди стали расходиться, потому что не видели развития, перспектив. Не было информационной поддержки, не было какой-то объединяющей творческих людей площадки, какой теперь стали, например, «Облака». Это сейчас у нас у всех есть Интернет, есть всем известная социальная сеть, где можно вступить в сообщество, подать заявку на участие в каком-то фестивале и т.д. Тогда же узнать о чём-то и попасть куда-то было очень сложно.

Про культуру в Липецке

К сожалению, практически всё стоящее, что происходит у нас в городе в сфере культуры, делается активистами на голой инициативе, без какой-либо поддержки со стороны властей. Особенно это касается театра. Быть актёром в провинции очень сложно. В какой-то момент ты понимаешь, что жить на такую мизерную зарплату просто невозможно. Интерес интересом, но надо же ещё и кушать, и детей кормить. И вот тут начинается работа тамадой, дедом Морозом и прочие «радости», убивающие актёрский талант.

О том, что включают занятия в студии

Репетиции проходят в несколько этапов. На первом мы читаем текст, разбираем его. Когда мы поймём идею, мысль текста, начинается его читка по ролям. Потом приступаем уже непосредственно к репетициям. Сначала к обычным, потом уже с использованием декораций. При хорошем стечении обстоятельств спектакль можно поставить за два месяца. Но всегда всё очень индивидуально. Когда в труппе все единомышленники, горят одной идеей, то и постановка происходит быстрее. Когда же происходит развал, когда то один не пришёл на репетицию, то другой, то, конечно, процесс затягивается. Зависит и от сложности пьесы, естественно. Иногда бывает, что спектакль практически готов, всё хорошо, можно выступать. И вдруг понимаешь, что что-то исчезло, что было изначально. Тогда приходится этот материал откладывать, заниматься чем-то другим, и потом уже возвращаться к нему через какое-то время на свежую голову, заново пробовать. Бывает, актёры просто устают от одного и того же материала, если слишком долго работаем над пьесой. Но надо отметить, что всё это справедливо в первую очередь для подготовленной труппы. С новичками же мы перво-наперво будем изучать азы театрального мастерства, теорию. Занятия в театральной студии включают также работу с хореографией, пластикой, постановку голоса.

О том, какие пьесы планируются к постановке

Сначала мы планируем поставить пьесу Василия Сигарева «Фантомные боли». Это пьеса рассчитана на трёх актёров. Если наберём большую труппу, значит, сделаем несколько составов. Я выбрала эту пьесу, потому что она очень актуальна на сегодняшний день, когда люди перестали быть человечными, стараются только набить брюхо, пробиться на руководящие посты, идя буквально по головам, предавать ради выгоды, «пользоваться» несчастьем других. Думаю, что эта пьеса будет близка многим. Тем более В.Сигарев описал в пьесе всю «правду жизни», действительность, которая нас окружает, в которой мы живем. Это позволит новичкам без особых усилий вжиться в свои роли. В последующем я планирую такие же необычные проекты. Хотя я не против классики. Есть произведения, которые всегда будут актуальными. Вопрос лишь в том, как их интерпретировать. Иногда бывают интересны и чисто классические постановки, погружение в изначальный материал. Но всё будет зависеть, конечно, от людей, которые к нам придут.

Про нецензурную лексику

Сейчас вопрос цензуры у нас в стране как никогда стал актуален. Я допускаю мат в художественных произведениях там, где он оправдан. На наших репетициях брань запрещена. В старом театре у нас даже был своеобразный штраф: каждое ругательное слово — 5 рублей.

О влиянии театра

Конечно, театр меняет людей. Человек становится уверенней, раскрепощённей, не боится публики, из тихони делается душой компании. Многим нашим ученикам актёрский опыт помог потом на собеседованиях при трудоустройстве на работу. Как-то к нам пришла делиться впечатлениями ошарашенная мама одной из девушек, которая у нас занималась: «У меня дочь отложила глянцевые журналы и стала читать Чехова и Маяковского!»

Кого ищет новый театр «Онегинъ»?

Мы не будем проводить кастинг или отбор. Бывает так, что приходит человек, казалось бы, совсем никакой. Однажды к нам в студию пришёл мальчик, такой типичный эмо-бой, с чёлкой. Он был очень зажатый, даже разговаривал через зубы. А потом потихоньку, усилиями и стараниями, благодаря общению с ребятами мальчик раскрылся. В результате даже чересчур раскрылся, можно бы и поменьше (смеётся Таня).Как я могу проводить кастинг? Иногда приходит человек. Я смотрю на него, и как-то он мне изначально не кажется симпатичным, ярким. Начинаешь с ним заниматься, а оказывается, что у него такая харизма на самом деле, такой характер! Откуда что берётся! А бывает и наоборот, конечно.Что касается возраста, мы набираем людей с 14 и неограниченно. Возраст не имеет принципиального значения. К нам как-то пришла заниматься девушка, ей 25 лет. У неё муж, ребёнок. Она приехала в Липецк издалека. Она просто взяла сама себя на слабо: «А смогу ли я взять и пойти заниматься в театр?». Для неё это был такой перелом. В результате она долгое время у нас занималась, играла, сильно изменилась за это время, стала уверенной, открытой. Было бы желание работать, других критериев отбора нет.Я не ограничиваю и количество людей в труппе. Место найдётся для всех, кому действительно это нужно. Не бойтесь пробовать! Нет такого человека, который ничего не может. Главное, интересно вам это или неинтересно. Если интересно, то рано или поздно всё получится! Зажатость, излишняя стеснительность довольно легко снимаются. Поэтому мы ждём всех, кто хочет себя попробовать на театральных подмостках.

О месте театра в жизни

Я хочу заметить, что мы ищем в первую очередь единомышленников, нацеленных именно на театральную работу, постановки. Всё остальное — наживное. Иногда к нам приходят люди только для того, чтобы развить в себе какие-то необходимые для жизни практические качества, а потом, получив это, уходят. Бывает даже перед самой премьерой. Потому что они не горят идеей, ищут только своё. В такие моменты бывает немного обидно. Мы хотим создать не просто театральную студию, куда будут ходить люди на занятия. Мы хотим собрать единомышленников, которые будут гореть театром. "NEwФОРМАТ" был одной большой семьёй. Мы научились слышать, понимать, чувствовать друг друга. Мы все жили одной идеей сложно. Театр не ограничивается просто «пришёл-позанимался-ушёл». Он становится частью жизнью. У меня мама до сих пор спрашивает: «Таня, а что дальше?! Бросай ты свой театр, пока не поздно! Выучись на кого-нибудь нормального!» А я постоянно отвечаю: «Поздно, мама, поздно!». Театр — это твоё внутреннее состояние. Либо ты болеешь театром, либо ты к нему равнодушен. Нельзя заниматься театром чуть-чуть, вполсилы. Поэтому всех, кто готов рискнуть и отдаться театру без остатка, ждём на наших занятиях!

Ещё раз хотим повторить, что репетиции нового молодёжного театра «Онегинъ» будут проходить совершенно бесплатно. Записаться в студию и задать все насущные вопросы можно режиссёру театра Татьяне Блиновой на её личной страничке или по телефону 8-951-309-91-43. Также получить информацию можно в группе театра «Онегинъ».