23 марта 2013 года в художественной галерее «Болконский» открылась персональная выставка члена Союза художников России Лидии Скаргиной (Юровой) под названием «Диалоги». Несмотря на пургу и сугробы, друзья, коллеги и просто любители живописи пришли на вернисаж, чтобы поздравить Лидию Васильевну и полюбоваться её новыми творениями. Несколько пейзажей художница, по её выражению, «напекла» всего за неделю до открытия. В маленьком выставочном зале галереи работы Скаргиной расположились очень уютно. В прошлом году Лидия Васильевна отпраздновала свое семидесятипятилетие и тридцатилетие работы в Липецке.

Фотография 1 из 13.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Её живопись крайне музыкальна. В ней нет литературного сюжета. Это не о реализме. Работы Скаргиной можно ощутить не зрением и умом, а чем-то подсознательным, попробовать прочитать между строк. Иногда натюрморт неожиданно превращается в пейзаж и заканчивается абстракцией. Фигура, предметы… всё видится красочными пятнами. Их роль — быть элементами общей композиции. Нередко — отсутствие ожидаемого главного героя, потому что главный герой — цвет.

На выставке присутствовал Александр Вагнер — известный скульптор, народный художник России, председатель Липецкого объединения Союза художников РФ. Александр Евгеньевич отметил выраженный курс галереи «Болконский», складывающийся из выставок художников определённого мировоззрения: «В городе должны быть художественные площадки разной направленности, чтобы каждый мог выбрать себе по вкусу». В «Болконском» до Скаргиной уже выставлялись Вадим Колобовников и Олег Кузин.


После открытия Лидия Скаргина ответила на мои вопросы и дала автограф специально для «Культурного сайтика».

— Вы всегда рисовали? С детства или с какого-то определённого момента?

— Рисовала, конечно, всегда. А профессионально этим занялась случайно. В 14 лет, когда я собиралась поступать во Владимир, потеряли мои документы. Потом их нашли, но вступительные экзамены уже прошли, поэтому меня взяли во Мстёрское училище. Когда я приехала Липецк, то какое-то время зарабатывала гобеленом, батиком. Но чувствовала себя всегда художником.

— Вы занимаетесь только живописью? Графика, скульптура никогда не привлекали?

— Ну почему, поначалу я была только графиком. Занималась акварелью, освоила все виды эстампа. И моя первая крупная республиканская выставка в Ленинграде в 1976 году называлась «Графика». Но это очень трудно — постоянно работать с тяжёлыми стёклами, особенно для женщины. Однажды Юрий Гришко попросил меня подарить работу одной актрисе. Была зима, гололёд. Я вышла из подъезда, упала, разбила стекло. И всё. К графике я больше не прикасалась.

— Можете назвать Ваших любимых художников?

— Для меня каждый художник — это Художник. Я знаю, какой это адов труд, поэтому везде стараюсь что-то найти.

— Ну а всё-таки какая фамилия первой приходит на ум, если брать великих мастеров?

— Вермеер. Видите, у меня одна работа написана по мотивам его картины «Занятие музыкой». Я недавно его открыла для себя. А потом работа написалась. По воспоминаниям, ощущениям от Вермеера.

— Вы рисуете только по воображению или всё-таки используя натуру?

— Нет, без натуры нельзя. Но я уже столько лет писала эти пейзажи на пленэре… И потом, иногда натура сковывает. Или, скажем, натюрморты. Это яблоко у меня лежит на подоконнике уже сто лет. Я его наизусть знаю. И эти цветы у меня в мастерской всегда стоят. Вазы, муляжи яблок, груш. Недавно переехала в мастерскую Вилена Дворянчикова. И эти натюрморты со мной.

— А какой у Вас сейчас любимый цвет?

— Охра, жёлтый, все тёплые. Я анти-Углов (смеётся).

— Чтобы Вы хотели пожелать молодым художникам?

— Хочу воспользоваться словами Виктора Сорокина:
«Кисточка есть? Есть. Красочка есть? Есть. Вот и рисуй».

Библиографическая справка

Родилась 3 апреля 1937 года в посёлке Ставрово Владимирской области. Окончила в 1956 году Мстёрскую художественную профессионально-техническую школу. С 1961 по 1964 годы обучалась в Московском полиграфическом институте. Член Союза художников РФ с 1984 года. Живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства.

Работы хранятся во Владимиро-Суздальском архитектурно-художественном музее, Липецкой областной картинной галерее, Липецком областном краеведческом музее, Воронежском художественном музее, Белгородском художественном музее, Воронежском художественном музее им. И. Крамского, L.P.ClineGallery, в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.

Один из ведущих художников Липецка, активный участник общественной жизни Липецкой организации Союза художников России. На протяжении последних тридцати лет постоянно выставляется на всех крупных выставках области, региона, России, на её счету десятки персональных выставок.


Фотографии любезно предоставлены Анатолием Степановым

P.S. «И вот подарил мне сын на мой юбилей сайт. Я по простоте душевной думала, что это игрушка, изящная, интересная забава. Да, забава, конечно. Но начала заполнять и увидела всю ответственность за то, что и как говоришь. Я свои последние выставки называю "Диалоги". А здесь такая возможность пообщаться не только картинками, но и словами. Буду счастлива любому диалогу. Добро пожаловать!»

Ссылка на персональный сайт Лидии Скаргиной