Для меня, человека XXI века, знакомство с короткометражными анимационными фильмами российских режиссёров, началось несколько лет назад и продолжается до сих пор. Мультфильм «Месть кинематографического оператора», снятый аж в 1912 году русско-французским режиссёром Владиславом Старевичем, занимает в моей фильмотеке одно из первых мест. Не знаю, почему: то ли из-за актуальности сюжета, то ли из-за принадлежности к жанру немого кино, то ли из-за отсутствия пафоса и всякого рода гламурности, то ли из-за чего-то ещё… Да это, в принципе, и неважно. Фильм — о тех же человеческих отношениях, просто ему уже сто лет.

Идут титры. Не такие, как сейчас, не красочные и яркие, не поражающие спецэффектами. На экране появляются самые обычные белые буквы на чёрном фоне. Пакуются чемоданы, жена обнимает мужа на прощание, к дому подъезжает машина. И действие переносится в кабаре «Весёлая стрекоза», где джентльмены (в том числе и наш герой) совершенно очарованы стрекозой-балериной. Увлекшись юной танцовщицей, Жуков обижает кузнечика-кинооператора, который из желания мести снимает «фильм» об отношениях мистера Жукова и стрекозы, а потом показывает плёнку на киносеансе, где присутствует семейство Жуковых…

К счастью, осталось что-то правильное и светлое в душах и мыслях. И об этом мультфильм «Адажио», выпущенный в прокат в 2000 году небезызвестным липецкой публике Гарри Бардиным. Всё предельно просто и ужасно сложно одновременно. Главный герой, несущий в мир новые идеи, наталкивается на стену непонимания, удивления и даже ужаса. Пытаясь преобразовать общество и сделать его лучше, герой теряет себя. В этом его трагедия, наряду с одиночеством и отчаянием. Как часто мы, сами того не замечая (или же сознательно — и от этого ещё страшнее), черним тех, кто рядом, осуждаем тех, кто был рядом, и льём потоки грязи на тех, кто рядом никогда уже не будет. Не стоит ли задуматься и постараться стать чуточку чище? Хотя бы в душе. Хотя бы для самого себя.

Да, порой хочется забыть про все проблемы и вспомнить то, что было в далёком прошлом. Поставить пластинку с танго или «Рио Ритой» и снова увидеть родной дом с бесконечными лестницами, пробежать по улицам старинного города и провести прутиком по железному забору. Едут трамваи, работают парикмахеры, лают дворовые собаки… И так хочется быть счастливым только из-за того, что тебе доверили нести воздушный шар. Над созданием мультфильма «Ещё раз!» работала большая команда: Татьяна Окружнова, Алина Яхьяева, Екатерина Овчинникова, Наталья Павлычева, Елена Петрова, Мария Архипова, Светлана Топорская под руководством знаменитого российского мультипликатора Александра Петрова.

Ещё одна дипломная работа под названием «Подожди, пожалуй» принадлежит Елизавете Скворцовой. Детский голос за кадром начинает свой рассказ: «Поздно уже. А хочешь, я тебе сказку расскажу? Страшную-страшную. Про смерть». Персонажи и внешнее оформление мультфильма выполнены в технике наивной живописи, и это помогает воспринимать мультик как сказку.

Совсем другое Чудище ждёт нас в мультфильме Октябрины Потаповой «Однажды». Оно отбирает провизию у двух братьев , но их хитрости можно позавидовать…

Хитрость присуща не только людям. В следующем мультфильме поражаться стоит не главному герою, а… мыши. Несмотря на мышеловки и кота, обманутым оказывается главный герой, тщетно пытающийся избавиться от «квартирантки»… Я думаю, что всем стоит обратить внимание на юмористический и очень позитивный мультфильм Константина Бронзита «Свичкрафт».

Мы часто не замечаем того, что происходит рядом и проходим мимо интересных вещей. Авторы короткометражек пытаются донести до нас, зрителей, очень важные мысли, открыть глаза на очевидное: из мультфильмов мы можем узнать много нового и научиться видеть и ценить самое личное. Только нужно получше присмотреться.