Ярославская семнадцатая школа летом отдыхает от своих учеников. Лето — период отпусков, каникул, но спортивный зал школы не закрывается. Маленкий Саша Петров разрисовывает стены изображениями спортсменов, срисованными с марок. Трудится долго, упорно. Это упорство еще даст о себе знать в будущем — но пока он не знает, что его рисунки сложатся в великолепные и мудрые истории, которые оценят во многих странах мира. И тем более он не знает, что после мировой славы, нескольких дюжин премий и номинаций он снова вернётся в свой город с одной мечтой — создать школу анимации в родном городе.

Свой первый приз Саша получил в десятилетнем возрасте, на конкурсе рисунков «Пусть всегда будет солнце!». Рисунки эти были сделаны на асфальте, да и в дальнейшем Петров окажется оригинален в выборе материала для холста. Все его полотна будут запечатлены на стекле.

Саша, перепачканный краской, неустанно трудится, а потом ещё более нетерпеливо будет ждать окончания лета. Сам он вспоминает, что после работы был очень взволнован: «Даже снились сны, что школу перекрасили в зелёный цвет. И очень гордился успехом». [1] Любовь к рисованию — одно из определяющих качеств, которое отмечали в нем учителя. Но, смею думать, не только оно помогло Саше стать выдающимся мультипликатором. Все преподаватели, работавшие с ним, говорят, что Саша был тихим, спокойным, усидчивым. Как показывает практика, именно подобная усидчивость, помноженная на талант, и открывает двери в мир анимации — быт мультипликатора наполнен кропотливой работой.

Даже в юности, посещая школу при Ярославском художественном училище, он ещё не может определиться с выбором профессии. Будут попытки найти себя в архитектуре, дизайне интерьера. Но в последний момент Петров «разочаровался в своих мечтах и кардинально всё в жизни поменял, отнёс документы во ВГИК». [2]

Фотография 1 из 3.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

И через год, поступив на отделение анимационного кино, Александр будет долго экспериментировать с формой, придя к той манере создания анимационного полотна, которая и позволит ему стать автором работ, четыре раза номинированных на премию «Оскар». Одна из таких попыток, с фильмом «Старик и море», позволит ему открыть школу анимации в родном Ярославле.

О своей стилистике автор позже скажет:

Я пробовал разные анимационные техники и нашёл ту, которая мне показалась самой удобной. Я рисую на подсвеченном стекле с помощью краски и пальцев. Критики назвали мой способ техникой «ожившей живописи». Кисти использую в редких случаях. Каждая картина пишется прямо под камерой и всё время видоизменяется — от первого движения в кадре и до последнего. [2]

Анимация Александра Петрова запоминается не только потрясающей техникой — с экрана на нас сходит лавина образов — но и потрясающим содержанием. Для каждого своего фильма автор выбирает произведение, способное впитать в себя всё его мастерство.

Корова

Первая пристрелка на Оскар и потрясающее по тревожности послание является простой экранизацией школьного сочинения Васи Рубцова.[3] Мы просто наблюдаем за сознанием ребёнка, следящего за бытом взрослых людей.

Фотография 1 из 3.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

«У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвёртый, а всем хватало. Корова ещё пахала и возила кладь. Потом её сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И её тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду.»[4]

Сон смешного человека

Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.
Тотчас он пошёл за нею, как вол идёт на убой, и как пёс — на цепь, и как олень — на выстрел,
доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они — на погибель её.
Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.
Да не уклоняется сердце твоё на пути её, не блуждай по стезям её,
потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
дом её — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

Книга притчей Соломоновых 22-27

Думается мне, что у многих школьников, которым довелось бы просмотреть эту картину до знакомства со школьным курсом классики, возник бы если не трепет, то уж точно уважение к столпу мировой литературы Фёдору Михайловичу Достоевскому. Одно из последних его произведений, описанное самим Достоевским как фантастическое — «Сон смешного человека» — предстаёт перед нами в обилии потрясающих образов. Целая картина, вереница полотен, разворачивающихся в голове главного героя перед персонажем, решившим покончить жизнь самоубийством.

Фотография 1 из 4.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Вся красота произведения Достоевского в отсутствии оценок, определения категорий. Сам сон показателен. Пройдя все круги ада и рая, увидев потрясающий, диковинный мир, юноша понимает, что он сам является началом того греха, который прорастает в чистой красоте. Что только его поступки, смирение и желание постигать природу добра и проявлять её в мире живых, только оно и способно спасти его от мира демонического, из которого он желает уйти через самоубийство.

Русалка

По преданию, утопившаяся от несчастной любви девушка становится русалкой и, являясь в образе пленительной красавицы, уводит за собой молодого юношу, залюбовавшегося ею.

Фотография 1 из 4.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

С этой картиной связана мистическая история. Доверим рассказать её самому Александру:

В моей жизни тогда наступил некий рубеж. Не могу сказать, что я хотел уйти из анимации, это не совсем так, но у меня была внутренняя, почти неразрешимая проблема с фильмом «Русалка».

Я понял, что запутался в драматургии, не понимал, как мне довести линию до конца, как сложить рассказ, чтобы в нем были и правда, и точность, и логика. … Я уже собрался было закрыть фильм, но в последний момент мы с женой всё-таки решили отправиться за помощью в Лавру. Дело в том, что к кому бы из верующих я ни обращался, всех мой замысел пугал.

Мне так и говорили: что вы, никаких русалок, идите и снимайте доброе кино. Но вот один дорогой мне человек в Ярославле, отец Николай, повёз нас в Лавру. По дороге мы от него отстали, в итоге приехали туда сами. … У батюшки я провел почти два часа. Посидели, говорили, он меня исповедовал, ещё говорили, теперь уже о моем деле. Сначала он пожурил меня за то, что я работаю в киноиндустрии, вспомнил богоборческие фильмы 30-х годов, а потом, поняв, чем же именно я занимаюсь, благословил и сказал: делай, продолжай делать…

Он меня укрепил. После нашей встречи я неожиданно нашёл финал фильма. Возможно, он был подсказан в беседе с отцом Моисеем, а может быть, повлияло общение со всеми, с кем я тогда советовался — среди них, кстати, много было и лиц духовного звания. Как бы там ни было, у меня выстроилась логичная система отношений героев, история дошла до финала — в том виде, каков он в итоговой версии фильма.

Для меня совершенно очевидно, что всё закончилось хорошо благодаря тем, кто тогда молился за меня. Я уверен, что сам бы с этой ситуацией не справился. Скорее всего, бросил бы фильм, впал бы в депрессию и вряд ли смог бы вскоре заняться другими фильмами. А продюсеры меня бы, мягко скажем, не поняли. Одним словом, я чудом остался в анимации. [3]

Моя любовь

Фильм, созданный по мотивам романа Ивана Шмелёва «История любовная». Роман раскрывает всю красоту любви, её истинной природы, и, как и во всём, что касается любви, не избежать главному герою и подводных камней. Любовь скрывается под ворохом влечений, помыслов, мимикрирует, чтобы во взрослеющем юноше зародить зерно веры в чистое чувство и истинного его понимания.

Фотография 1 из 5.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Сам Петров отмечает, что именно этот рассказ оказал на него наибольшее влияние. По словам Александра, он не знает «другого писателя, который сумел бы так сказать о счастье, о чистоте, о желанной любви, как получилось у Шмелёва». [3]


С апреля 2008 года Александр Петров является академиком Академии художеств. Он единственный на сегодняшний день академик-мультипликатор.

Как и его современник Юрий Норштейн, Петров практически «забанен» отечественными телеканалами и прокатчиками. Вряд ли вы увидите в вечерней сетке анимацию, на которую студия Петрова потратила более трёх лет. Анимацию, которая с успехом идет в кинотеатрах Франции и Германии, наполняя залы думающей и любящей искусство публикой. Анимацию, которая получила дюжину наград во всём цивилизованном мире.

Анимацию, автор которой три года работал над фильмом «Старик и море» в Канаде, получив за него «Оскар». И всё это для того, чтобы открыть мастерскую мультипликации в Ярославле.

Источники

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петров,_Але…в,_Александр_Константинович
  2. http://vinograd.su/art/detail.php?id=43612
  3. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_5418/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Корова_(мультфильм)

Анимация, представленная в тексте

«Корова» — мультфильм, снятый на свердловской киностудии в 1989 году. Одна из первых режиссёрских работ Александра Петрова. Экранизация одноимённого рассказа Андрея Платонова.

«Сон смешного человека» — мультфильм Александра Петрова по мотивам одноимённого рассказа Ф. М. Достоевского.

«Русалка» — короткометражный мультипликационный фильм режиссёра Александра Петрова.

«Моя любовь» — российский мультипликационный фильм, созданный киностудией «ДАГО» в 2006 году. Сценарий основан на романе Ивана Шмелёва «История любовная».