К сожалению, публикаций и репродукций его работ практически невозможно найти, как ни старались для меня сотрудники Научной библиотеки, от Интернета помощи ещё меньше. Человек он довольно замкнутый, поэтому на телефонный звонок ответил так: «Чем скорее забудут, тем лучше». Его жена тоже отказалась дать какие-либо сведения. Но мне показалось несправедливым лишать современного читателя удовольствия от филигранного искусства Мастера только потому, что не всем посчастливилось видеть его живопись и графику вживую (по причине тяжёлого состояния здоровья художник сейчас не работает) или быть знакомым с ним лично. Итак, восстанавливаем справедливость.

А.Сорочкин. В мастерской.

Александр Михайлович Сорочкин родился 14 февраля 1939 года в Брянске. Учась в 7 классе, в 1953 году поступил в Елецкое художественное училище по стопам старшего брата. В группе с Сашей Сорочкиным учились уже прошедшие войну мужчины, от которых он получил прозвище Шнурок, так как был самым младшим, зато одним из самых талантливых студентов. С благодарностью вспоминает Сорочкин своего педагога — Берту Арнольдовну Геллер (Геллерову, Гиллер, Гиллерову — все пишут по-разному), которая вела рисунок и композицию. Ещё в Елецком училище тогда работали такие замечательные преподаватели и художники, как Абу Максович Кор, знакомивший с культурой и логикой, изгнанный, как и Берта Геллер, из Ленинграда в годы борьбы с космополитизмом, и Виктор Семёнович Сорокин, приехавший их Москвы по тем же причинам.

Атмосферу художественного училища тех лет хорошо передаёт Вячеслав Лопатин в своей книге «Духовность материи – икона»:

Возле нашего училища церковь закрытая, через колокольню ход на крышу. Внизу Сосна — река широкая, конца не видно, Ельчик — приток Сосны, пригород — Аграмача. Летняя практика второго курса: с нами на крыше руководитель практики Геллер Берта Арнольдовна — пишем этюды. Берта Арнольдовна из семьи украинского художника, ведёт в училище рисунок — лучше всех знает голову. У неё в кармане мягкий карандаш — наброски делает, поправляет учебную работу: отличники не любят Берту Арнольдовну. Легенда: постановка к концу идет, студент не рисует, тушует — так аккуратно, что карандаш Берты Арнольдовны ломается — она ключом из кармана! Она одинокий человек, живет в училище на втором этаже; здесь же, в училище, неимущим студентам общежитие. Набросок мой с натуры: двор училища, сидит Берта Арнольдовна – своего покроя темное платье до пят, прямая спина, в профиль — Египет. После закрытия Елецкого училища жила в Орле, погибла — бросилась под поезд…

В Ельце то ли родился, то ли жил художник Мешков — его дом в два этажа: музей — света мало, картин не разглядишь — ходить сюда не любим, нас учителя водят. Мешков чужд соцреализму — это скажут, когда в 1962 году «Хрущев посетит Манеж», пока же у нас в Ельце идёт 1957 год. Живопись в училище ведёт Виктор Сорокин. Его небольшого размера этюды всем нравятся: дорога, забор, небо — несколько цветовых отношений — зима. После расформирования Елецкого училища Сорокин живёт в Липецке, там в конце ХХ века организовали при жизни художника его персональный музей. Сорокин продолжает писать зиму, теперь холсты у него большого размера.

В.С.Сорокин (в центре) со своими учениками. 1956 год.

Впоследствии Сорокин и Сорочкин стали негласными лидерами в среде профессиональных липецких художников, а сам Сорочкин говорил, что «я с Сорокиным одной буквой разошёлся». О художнике Викторе Сорокине можно прочитать в предыдущей статье нашей рубрики.

Сорочкин о Сорокине

Из книги «Виктор Сорокин. К 100-летию со дня рождения»

Творчество Виктора Сорокина заставляет понять, что такое искусство. Оно вызывает потребность создавать своё, столь же трепетное и правдивое. Но так, как пишет он, — доступно лишь ему: столь просто говорить о сложном. По-моему, мы испытываем сейчас дефицит обыкновенного. Он научил любить простое, как земля, трава, роса… Его произведения всегда заряжены содержанием, эмоцией. И это передаётся зрителю. Сколько же надо прожить, чтобы стать таким молодым!

Его творчество – не сегодняшнее, не завтрашнее. Если иметь ввиду понятие «великий живописец», — это и есть Сорокин. Не просто художник, а живописец. Вот Серов, Врубель – великие художники, а Коровин – великий живописец.

Свою идею Виктор Сорокин пронёс через всю жизнь и остался ей верным. Вся его жизнь – для нас урок. В этом он всем нам навсегда учитель.

А.Сорочкин. Читающий.

В Ельце Сорочкин учился также вместе с известными в будущем липецкими художниками Виленом Дворянчиковым, Виктором Королёвым, Евгением Сальниковым. Тут можно добавить елецкого акварелиста Анатолия Климова и уехавшего в Париж Валентина Воробьёва. Когда Сорочкин перешёл на 4 курс, училище ликвидировали приказом Управления культуры Липецкого облисполкома от 31 мая 1957 года. Причина — на уроках посмели изучать и рисовать обнажённую натуру. Всех студентов распределили по художественным училищам в разные города: Дворянчикова — в Московское училище им.1905 года, а Сорочкина — в Краснодарское художественное училище, где он учился до 1958 года.

В Александре Сорочкине с юности был дух бунтаря. Он развивался не по правилам, а по своим представлениям, много занимался самообразованием. Защитился также, как и учился — со скандалом, но на пятёрку. После окончания учёбы вернулся в Брянск, где преподавал рисование в общеобразовательной школе до тех пор, пока Вилен Дворянчиков не пригласил его в Липецк, куда он и переехал в 1965 году.

В это время в Липецке организовывалось региональное отделение Союза художников СССР. Идейным руководителем молодых художников стал Вилен Дмитриевич Дворянчиков. Он пригласил в Липецк из разных городов Виктора Сорокина, Виктора Лузанова, Евгения Сальникова, а также скульпторов: Юрия Гришко, Игоря Князева, братьев Бурмистенко. Для Сорочкина Дворянчиков добился квартиры в центре города, Сорокину помогли построить дом в Липецке.

Началась бурная эпоха романтики шестидесятых. Липецкие художники с успехом участвовали в зональных выставках, ездили в Москву набираться опыта у столичных прогрессивных художников. Для Сорочкина 1967 год стал началом активной выставочной деятельности, участвовал в зональных, областных, региональных, республиканских, всесоюзных, международных художественных выставках, в том числе в Черногории, Индии, Норвегии, ФРГ. В 1969 году принят в члены Союза художников СССР.

У Сорочкина выработалась своя графическая манера. Из современных графиков можно вспомнить схожего по стилистике художника-шестидесятника из Москвы Виктора Попкова, с которым Александра Сорочкина связывала дружба. Вместе они ездили в дом творчества в Переславле-Залесском. Попков ценил Сорочкина и помогал ему.

В Архангельске, куда в 1963 году Попков поехал вместе с Карлом Фридманом, он написал одну из лучших своих работ – картину «Три художника», в которой использовал смелое композиционное решение. В интерьере комнаты изображен большой зеркальный шкаф, в котором отражается сам автор, задумчиво стоящий перед этюдником, слева от шкафа – работающий над картиной Карл Фридман, справа – лежащий на кровати художник Сорочкин, погруженный в свои мысли и потому немного отрешенный. В этой картине есть что-то камерное, очень личностное, роднящее ее с дневниковой записью, сделанной художником для себя.

В.Попков. Три художника. 1963

При Липецком отделении Союза художников были организованы художественно-промышленные мастерские Художественного фонда СССР, который обеспечивал творческими и оформительскими заказами членов Союза художников и просто художников-оформителей. Это давало стабильный заработок и свободное время для личного творчества. Сорочкин легко влился в коллектив липецких художников. Профессионал, эстет, он развивал вкус и образовывал.

Николай Углов, член Союза художников РФ:

Для меня большое значение имеет дружба с Александром Сорочкиным. Сразу после того, как он увидел мой ранний натюрморт с ирисами, взялся за моё воспитание. Я тогда был еще зелёным. Сорочкин возился с нами тогда, но больше всех он занимался со мной. Мы ездили вместе в дома творчества. В дурь можно было забиться элементарно, и он от многого меня предостерег. Он учил видеть не предмет, а цвет предмета и композицию цветов. Очень хорошо умел анализировать работы. Например, открывается выставка — идём к Сорочкину, там всё обсуждаем — кто, что, как, почему, куда, просчёты, достоинства, находки. И он профессионально раскладывал по полочкам все работы. Это была школа и очень солидная. Он приходил ко мне в мастерскую и с первого взгляда видел то, над чем я сейчас работаю, что меня заботит. Тонкий человек. Когда он рисовал, можно было сказать: “Здесь был художник”, он оставлял след.

Николай Углов и Александр Сорочкин. 1980-е гг.

Из интервью Веры Корчагиной с Александром Сорочкиным

“Липецкие известия” за 1 января 2001 года:

Я часто работал на академических дачах между Москвой и Ленинградом. Это были колоссальные творческие мастерские, полезное общение между художниками. Ныне ничего подобного нет, каждый из нас выживает как может, да и Союз стал другим. В основном работаю дома и мало общаюсь с коллегами. Не с кем даже чайку попить. Обнищали. Тоскую по прежнему товариществу художников. Жили в те времена дружно. Помню хорошие заветы своей бабушки: “Царство небесное — это серьёзно” и “Шурик, не впивайся в вино, в ем есть блуд”.

Выставочная деятельность

В 1981 году участвовал в выставках «Художники РСФСР» в Монголии, «Современное изобразительное искусство РСФСР» в Черногории.

В 1983 году — «Изобразительное искусство РСФСР» в Индии.

В 1984 году — «Живопись и скульптура художников РСФСР» в Норвегии.

В 1985 году — «Дни культуры РСФСР» в ФРГ.

В 1996 году — первая(!) персональная выставка в Липецке, приуроченная к 60-летию художника.

2000 год — участие в выставке в Манеже, г.Москва.

2009 год — персональная выставка, посвященная к 70-летию Мастера, состоящая из 35 работ, созданных в 60-90-е годы.

В 1999 году Александру Сорочкину было присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».

Работы художника хранятся в Дирекции выставок Союза художников, министерстве культуры, Липецком краеведческом музее, Липецкой областной картинной галерее, Елецком краеведческом музее, Чернавской картинной галерее.

Выступление председателя ЛОСХР А.Е.Вагнера и жены художника О.Ф.Сорочкиной на открытии выставки в Доме Мастера. 2009г.
DSLR-A100 (ape f/5.6 : exp 1/100) 2012:04:04 17:50:57

Художественная манера Александра Сорочкина в живописи и особенно в графике проистекает от художественного вкуса, хорошего образования, но главное, конечно, от самой личности художника. Это острый, артистичный рисовальщик. Его композиции строятся линией, а не пятном. Он скорее импровизировал на тему натуры — так создавались его пейзажи, портреты, натюрморты. В графических работах для него характерная чёткая линия, острая, грубая, точная, темпераментная.

Чтобы просмотреть галерею, кликните по изображению

Фотография 1 из 15.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Сорочкин — художник своего времени, его манеру в живописи можно отнести к «суровому стилю», столь характерному шестидесятникам: предельное обобщение, жесткие контуры силуэтов, тёмные цветовые контрасты. Это человек со своим видением не только в искусстве, но и в жизни. Ему присуще философское осмысление натуры, безупречная и элегантная композиция. Отношение к цвету — очень личное, подчинённое логике ощущений, палитра — особенная система сочетания цветов, в которой преобладает холодный колорит. Недаром его любимые художники — эль Греко, Сезанн. Липецку очень повезло — его культурное наследие богато настоящими Мастерами.

Предлагаем к просмотру работы Александра Сорочкина.

Автопортрет. 1977

Ирисы и лимон. 1997

Портрет Ольги. 1994

Задонск. 1995

Мой двор. 2000

Петровский спуск. 1985

Натюрморт с чёрными сливами. 2001

Женский портрет. 1998
GT-S5250 (ape f/2.6 : exp 1/12) 2013:08:20 14:54:22

Окно. 1995

Петровский спуск.