Под закрытие театрального сезона Липецкая областная филармония порадовала своих зрителей оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по одноимённому произведению А.С. Пушкина: 14 мая на сцене ОЦКиНТ состоялась незабываемая премьера. В работе над постановкой участвовали лучшие артисты области: камерный оркестр «Русская классика», симфонический оркестр и камерный хор, руководил действом московский дирижёр, заслуженный артист России, Владислав Булахов.

Главной задачей при работе над оперой, по словам дирижёра, стало стремление максимально приблизиться к оригинальной партитуре Чайковского. Оказывается, за многие годы «Евгений Онегин» оброс штампами, которые упрощают исполнение, и перед артистами была поставлена задача, чтобы всё прозвучало, как и написано у Петра Ильича.

Артисты считают, что концертное исполнение оперы даёт некоторое преимущество: зритель не отвлекается на театральные действия, костюмы и декорации, а полностью поглощён восприятием музыки. Конечно, концертный вариант не предполагает серьёзной режиссуры, но, вопреки ожиданиям, действие на сцене происходило: любовные чувства разгорались на глазах у зрителей; и если подобрать костюмы в тон друг другу, то бо’льших украшений и не нужно было бы — взаимодействие героев между собой и контакт со зрительным залом уже отлажены.

— Опера — это великолепная возможность оторваться от каких-то сиюминутных дел, которые так часто заваливают нас рутиной, и вспомнить о добром свете, который нам даёт культура, — уверена Софья Овчинникова (меццо-сопрано, Ольга Ларина).

Ольга Ларина (Софья Овчинникова) и Евгений Онегин (Игорь Пронин )

Для всех артистов филармонии опера — грандиозное событие, а для некоторых даже исполнение сокровенных надежд.

— Я первый год работаю в Липецкой областной филармонии, — говорит Андрей Герасимов, исполнитель партии Ленского, тенор. — Работая в других городах, я всегда мечтал спеть в родном Липецке, и я благодарен всем тем, кто помог мне осуществить эту давнюю мечту.

Владимир Ленский (Андрей Герасимов)

Пётр Ильич Чайковский при написании оперы «Евгений Онегин» сосредоточился на теме любви, чудесным образом раскрыв в музыке страсти юной Татьяны, холодность Евгения, насмешку Ольги и преданную романтическую любовь Владимира.

— Нужно показать ту юную Татьяну, которая с безумием отдаётся внезапно возникшему чувству, — говорит Елена Баранчук (сопрано, исполнительница партии Татьяны в первом акте), — конечно, мне уже не 15 лет, и в этом есть своя сложность: с течением времени трудно так же с головой бросаться во влюблённость.

У Елены Баранчук отлично получилось преобразиться: во время исполнения знаменитых строк «Я к вам пишу…», наверное, каждая дама, сидящая в зале (какого бы она ни была возраста), вспомнила себя в том детском восторге первой нелепой влюблённости.

А вот Татьяну и Евгения во втором действии (по прошествии нескольких лет) играют уже другие актёры, что, несомненно, является интересным нововведением Липецкой филармонии. Действительно, когда проходят годы, люди так сильно меняются, что порой совсем не похожи на себя же в юности. В прошлом был совсем другой мальчик, уставший от высшего света, утомившийся от безделья, отвергнувший пылкую любовь девочки, которая по прошествии лет стала верной женой и счастьем своего мужа. И когда во втором действии на сцене царственно появились взрослая Татьяна (Заслуженная артистка России Зинаида Карандакова, сопрано) под руку с князем Греминым (Народный артист России Валерий Радченко, бас), после первых же арий зал раздался громкими аплодисментами. Переменился и Онегин — один баритон — Игорь Пронин — сменился другим — на сцене Сегрей Блинков, замученный странствиями, повзрослевший… и внезапно вспыхнувший любовью к светской даме, совсем иной Татьяне.

Судя по количеству оваций и выкриков «браво», премьера удалась. Руководитель филармонии Наталья Мекаева уверенно говорит о том, что Липецк готов к созданию Оперного театра с репертуаром, как минимум из пяти-шести произведений, и филармония готова заполнить отсутствующую в городе нишу. В будущем сезоне запланированы премьеры: «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Иоланта» Чайковского, пока что в концертном варианте. Вся беда в отсутствии соответствующего помещения для оперных концертов. И желание, и таланты у филармонии есть, и что немаловажно, есть уже воспитанная публика — зал 700 с лишним мест был заполнен, хлопали почти всегда во время окончаний действий, деликатно замолкая при симфонических паузах… но телефоны наших занятых горожан трещали бесконечно. У «Культурного сайтика» есть предложение к счастливым обладателям будущих помещений для театров и опер — ставить в залах системы подавления радиоэфира, нужно же как-то учить выключать звук телефона в зрительном зале!


Те, кто не попал на премьеру или те, кто желает освежить воспоминания, могут посмотреть фрагменты оперы «Евгений Онегин» по ссылке на наших друзей Most.tv.