Харпер Ли «Убить пересмешника»

Бывают книги, которые обязательно нужно прочитать в определённом возрасте. И не потому, что позже они покажутся, например, слишком наивными, а для того, чтобы под чутким руководством автора открыть для себя какие-то истины и избежать каких-то ошибок. Поэтому я очень жалею, что не прочитала роман «Убить пересмешника» раньше. Однако и сейчас, в своём возрасте, мне удалось почерпнуть из него много-много нужного и важного.

В романе переданы события 30-х годов XX века, периода «Великой депрессии», происходившие в штате Алабама. И прелесть книги в том, что всё происходящее в небольшом городке мы видим глазами маленькой девочки. Её чистота, наивность в восприятии мира, ещё идеалистические представления о том, какой должна быть жизнь и каким должен быть человек, сталкиваются с действительностью, где, к сожалению, всё отнюдь не идеально. С помощью Глазастика (именно так называют девочку её друзья и близкие) мы узнаём о нравах провинциального городка, об особенностях образования, о расизме, о том, каким подлым может оказаться человек, и о том, что помощь может прийти оттуда, откуда её не ждешь, о том, что стереотипы, как правило, ошибочны… Что такое мужество, дружба, любовь, гордость и смирение, сочувствие и взаимовыручка…
Это настолько многоплановое произведение, что если только перечислять все вопросы, поднимаемые автором, получится увесистое сочинение.
Невозможно не отметить и великолепный стиль автора, мастерски донесённый до нас переводчиком Норой Галь. «В его проникновенных и, вместе с тем, живых интонациях, выразительных подробностях и ярких деталях заключена немалая часть обаяния этого романа», — читаем мы в одном из отзывов. И несмотря на трагические страницы, книгу наполняет искромётный юмор, ведь детство — счастливая пора, таким оно осталось и в памяти выросшей героини.

Дарья Вернер «Межсезонье»

«Межсезонье» — это роман не о погоде и не о возрасте, и даже не об иммиграции, как можно решить, прочитав аннотацию. Точнее, далеко не только об иммиграции, хотя это история людей, которых безнадёжность и отчаяние заставили покинуть Россию и искать своё место в Западной Европе, где поначалу, разумеется, им уготована неизбежная доля чужих среди чужих.

Скорее всего, «Межсезонье» — о внутреннем состоянии странника, который временно потерял все ориентиры, все те точки отсчёта, на которые привык в своей жизни опираться обычный человек: семья, друзья, вечные ценности… Герои романа сталкиваются с тем, что всё это внезапно исчезает: и семья рассыпается, и дома нет, и безумие подкрадывается, и страна чужая, и больно, и плохо.
Но всё равно надежда на то, что всё когда-то встанет на свои места, есть. Потому что межсезонье всегда заканчивается. И снова выглядывает солнце.
Нужно отметить, что роман читается непросто. Может быть, из-за схематичности сюжета со множеством подробностей и при этом недосказанностью, или из-за витиеватого авторского языка, или из-за огромного количества трудностей, с которыми пришлось столкнуться героям. Но, несмотря на это, книга затягивает в нежную меланхолию, и оторваться от неё практически невозможно.

Джесси Келлерман «Гений»

Джесси Келлерман — современный американский писатель и драматург. Интересен тот факт, что склонность к написанию детективных романов Келлерман унаследовал от родителей: Джонатан и Фэй Келлерман известны в США как довольно плодовитые, однако не выдающиеся детективщики. Поэтому, думаю, вы уже поняли, к какому жанру относится роман «Гений».

Причём сразу следует отметить, что это качественный детектив с динамичным сюжетом, запутанной историей, любопытными героями и хорошим переводом.
Если говорить о сюжете, то он весьма занимателен: на голову главного героя, Итана Мюллера, случайно (или не очень?) сваливается художественное наследие некоего Виктора Крейка в виде множества коробок с множеством гениальных рисунков внутри. К несчастью, сам художник исчез без следа, а поиски, устроенные Мюллером, ни к чему не приводят. Несмотря на это, Итан устраивает выставку найденных работ, которая приносит ему огромную славу и финансовый успех. И всё идет хорошо, пока в один прекрасный день не всплывает ужасающий факт: на одном из рисунков Виктора Крейка изображён мальчик, убитый 30 лет назад. Вот примерно с этого места начинается сам детектив, а попутно мы узнаем о жизни самого Итана, о семье Мюллеров, о вечном конфликте отцов и детей, о семейных тайнах, которых оказывается немало. Таким образом, это хороший, качественный детектив, за чтением которого будет приятно провести свободное время.

Ольга Громыко «Крысявки»

Всегда относилась к крысам и мышам более чем равнодушно: и сказать, что испытываю сильное к ним отвращение, не могу, и особой любви не питаю. Однако крысы под пером Ольги Громыко оказались милейшими созданиями и из отвратительных разносчиков чумы превратились в прелестных домашних животных.

Эта небольшая книжечка радует не только отличным чувством юмора, но и трезвым отношением автора к домашним питомцам: вы не встретите сплошного умиления, какое часто бывает в книгах о домашних любимцах. Несмотря на то, что каждая крысявка в блестящем описании автора — цельная «крысиная» личность с полным набором крысячьих шкод, мелкого хулиганства и милых, простодушных хитростей, автор сразу предупреждает, что декоративные крысы, какими бы милыми они ни казались на расстоянии, в первую очередь живые существа. Они болеют, кусаются, плохо пахнут, когда пугаются, за ними нужен специальный уход и прочее, и прочее… Кроме того, в книге много полезных советов по содержанию крыс. Хочется отметить изумительные иллюстрации, которые вполне соответствуют легкому, юмористическому слог автора.
Будьте осторожны: после прочтения возникает стойкое желание завести себе парочку крыс.

Фото для коллажа Марины Бобковой.