— Это очень важное событие для Липецка, столичного уровня! Я в восторге! — поделилась с «Культурным сайтиком» писатель и ответственный секретарь Липецкого отделения Союза российских писателей Татьяна Щеглова.

В холле областного Дворца культуры 23 мая всё смешалось: люди, книги. Посетители рассматривают выставки старинных и редких изданий, лучших юношеских книг и подборку современной литературы из фондов липецких библиотек, а также специально привезённую московскую книжную ярмарку. Рядом с Акуниным и Прилепиным — книги Сергея Шаргунова, чьи отпечатанные рукописи, по словам сотрудников библиотек, не доходят до провинциальных магазинов, потому что романы с ажиотажем раскупают в Москве. На открытии фестиваля «Времён связующая нить» в Липецке московский писатель был почётным гостем.

Перед торжественным открытием фестиваля прошёл круглый стол с участием директора Областной юношеской библиотеки Нины Николаевны Цыгановой, директора Российской государственной библиотеки для молодёжи Ирины Борисовны Михновой, генерального директора издательской группы «Гранд-фоир» Рифата Гаясовича Саразетдинова и писателя Сергея Шаргунова.

Выяснилось, что российские библиотеки успешно встраиваются в систему западных библиотек. Ирина Борисовна, первый реформатор библиотечного дела в России, рассказала, что в 80-е было много читателей вовсе не оттого, что так много людей любили литературу, а скорее потому, что книжного рынка не было совсем. Когда в 90-е книги стало возможно купить, библиотеки переживали серьёзный спад. А начиная с нулевых библиотеки стали меняться, потому что книжные магазины конкурируют с ними: встречи с писателями, выставки, мероприятия.

— Библиотека должна дать людям то, что ни один другой социальный институт дать не может, — уверена Ирина Борисовна Михнова, — это антикафе на интеллектуальной основе. Я вот до сих пор не понимаю, зачем в библиотеке читать Булгакова? Но одна девочка недавно пояснила, что дома ждут дела, собаку нужно выгуливать, мама будет загружать делами, а в библиотеке можно спрятаться от всего мира. Сиди себе весь день — читай, слушай музыку, пиши, готовься к учёбе — никто тебя не тронет. И это абсолютно бесплатно.

Нина Николаевна Цыганова, директор Липецкой областной юношеской библиотеки подтвердила, что сейчас количество читателей в её библиотеке достигает восемнадцати тысяч, что согласитесь, немало. «Конечно», — отметил Рифат Гаясович, — «чудес не бывает, для реформирования библиотек нужны инвестиции и хорошая команда».

Ирина Борисовна количество средств, потраченных на реформирование российской государственной библиотеки для молодёжи, не назвала, улыбнулась: «Не так много, как вы думаете. Главное, чтобы была креативная и думающая команда. Многое можно сделать самим, не нанимая дизайнеров».

Главный критерий — чтобы библиотека была тем местом, в котором комфортно находиться молодёжи: читать в удобных позах, на кушетках, в креслах, в общем, так, чтобы общение с книгой было максимально комфортным.

К тому же у молодёжи всегда есть стремление к объединению, но нет мест, куда можно было бы прийти и пообщаться.

Сергей Шаргунов в свою очередь отметил, что писателю важно попасть как на прилавки книжных магазинов, так и на полки библиотек. После торжественного открытия и концерта, на котором вспомнили знаменитых литераторов Липецкой земли и тех, кто нашу область почтил своим вниманием, началась профессиональная программа: присутствующие разошлись по дискуссионным площадкам, чтобы обсудить с гостями города и работниками библиотечного и книжного дела актуальные проблемы современности: чтение сегодня, работу библиотек, привлечение молодёжи к чтению и многое другое. Завершился первый день фестиваля встречей с писателем Сергеем Шаргуновым.


Сергей Шаргунов — лауреат независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза». Лауреат государственной премии Москвы в области литературы и искусства. Лауреат итальянской премии «Радуга». Финалист премии «Национальный бестселлер». Автор таких книг как «Книга без фотографий», «Ура», «Птичий грипп». Кроме того, Сергей редактор сайта «Свободная пресса».

Сидит себе, тыкает в кнопки телефона. «Можно, я вас для Инстаграмма сфотографирую», — улыбается, какой-то несерьёзный парнишка. Но потом неожиданно ярко, сильно начинает говорить.

— Мешает ли журналистика прозе? Едва ли. Когда я пишу как журналист, я стараюсь придерживается определённых рамок, но есть такой замечательный жанр как очерк, и я вижу свою задачу в возрождении этого жанра, здесь помогает литература. И наоборот, репортёрские навыки много дают прозе, особенно для моей последней книги о 90-х, которая выйдет в сентябре. Журналистика, как и любая другая профессия, может сочетаться с писательской деятельностью, главное, чётко разделять. Книга не должна навязывать своё мнение, она должна быть полифонична.

— Что нужно сейчас читателю? Как написать хорошую книгу?

— Дело в том, что о читателе не надо забывать, но при этом я не представитель масслита. В этом и прелесть библиотеки, что серьёзная литература в неё попадает, отбирается для читателя. И я за то, чтобы рассказывать истории, пробовать разные жанры, стараться зацепить читателя.

— Ваш любимый писатель?

— Я сейчас пишу биографию писателя, который незаслуженно находится в тени, это Катаев. Он первоклассный стилист, и он мне близок. А из современных мне близки мои друзья-товарищи, и здесь дружба не играет первостепенной роли, это Прилепин, Сенчин, Садулаев.

— Как вы считаете, может ли современный писатель влиять на умы?

— Да, я думаю, что значение писателя в современном мире укрупнилось. Всегда писатель отвечал или пытался отвечать на важные вопросы. Поэтому, мне кажется, отзывчивость писателя и его возможность быть самостоятельным в оценке происходящего со страной очень важны, ведь мы наблюдаем утрату всяческих авторитетов и крах доверия… и конечно, писателю не стоит сильно обольщаться, но у автора возникает возможность собственного суждения, когда ты можешь сам выразить такой неслышный ропот большинства.

— Будущее за неореализмом?

— Не уверен, я считаю, что хорошая литература шире рамок и канонов. Я себя не считаю чистым реалистом. И авангард, и модернизм — всё это мне достаточно близко.

— Сейчас весьма развито пиратство, и писатель не получает тех доходов, которые мог бы получать…

— Я обеими руками за пиратство! Это, конечно, бьёт по моему кошельку, но греет моё сердце.

К слову, все произведения Сергея Шаргунова выложены на его официальном сайте.

Второй день фестиваля прошйдёт сегодня в Ельце, в обновлённой библиотеке ЕГУ им. И.А. Бунина, и закончится осмотром достопримечательностей гостями нашей области, приехавшими на фестиваль со всех уголков страны и даже ближнего зарубежья. Будем надеяться, что фестиваль «Времён связующая нить» станет хорошим началом для изменения наших библиотек, а главное, читать будет действительно больше людей.