«Есть художники,
превращающие солнце в жёлтое пятно.
Но есть и те, кто, используя своё искусство и ум,
превращают жёлтое пятно в солнце».

Пабло Пикассо

На эту выставку мне случилось прийти раньше, до официального открытия. В зале NeboStudio особая атмосфера: ненавязчиво шуршала музыка, на белоснежных стенах развешаны произведения искусства без багетов и этикеток, что создало впечатление о группе художников как о едином творце. По залу прогуливались, общаясь между собой и предвкушая открытие, виновники торжества.

Фотография 1 из 6.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Атмосфера напомнила выставки 80-х годов, скажем, в Ленинграде. «Нонконформизм», «авангард» и другие щекочущие нёбо слова. Тогда тоже старались сделать всё максимально современно: джинсовый клёш, хаер, коричневатые картинки — абстракция, конечно, или «что-то вроде фотографии».

Кого мы помним из тех художников? Ну разве что митьков. Но помним их самих, то есть художников как персонажей, а что они сделали? Что-нибудь выдающееся не вспоминается. В современном Питере атмосфера и сейчас не блещет творческим здоровьем. Какие-то неясные передвижения туда-сюда: кофейни, набережные, подвалы, в общем, псевдобогемная шелуха. Суета сует. А ведь, как перефразировал великий поэт ХХ века великого поэта XIX века, «…служенье Муз чего-то там не терпит».

Любая выставка изобразительного искусства организовывается по большому счёту не для друзей и родителей юных мастеров, не для продажи картин и не для жертвоприношения дракону тщеславия. А для чего? Для служения людям. Художник должен аккумулировать красоту и энергию окружающего мира. Он должен нечто новое понять, изобрести свой пластический язык (без стилизации) и на нём об этом новоп'онятом рассказать. Искусство требует честности и напряжённой работы, как завещали нам Ван Гог, Матисс, да и вообще все истинные художники.

Мини-манифест, помещённый в каталог художников, гласит:

«Инстинкт» — Побуждение. Не неподчинение, а отсутствие рамок и правил — художественных, эстетических, гармонических, грамматических. То, что провоцирует моментальную ответную реакцию, подчас неконтролируемо — оно слишком ярко, открыто и несдержанно.

«Инстинкт» — Влечение. Неподдельное внутреннее чувство, переживание. То, что в первую очередь и будет ответной реакцией, не принято обсуждать — оно слишком бурно, утрированно и нелогично.

Инстинкт питает Человеческое сознание, обречённое выбирать содержание.

Да.

Инстинкт заполняет пространство, пока цивилизованный мир «соображает».

Инстинкт пропитал всю материю нашего мира, проникнулся ею, и мы покорились ему.

Выбирай цель, выбирай средство. Полагайся на разум. Испытывай муки выбора.

Комментарий зрителя:

— Если коротко — не заинтересовало. У ребят какой-то свой птичий язык, понятный только «своим», и не направленный на диалог с массовым зрителем. Заявили про «инстинкт», но виден лишь смущенный намёк на женскую натуру. В то же время намёк на «бэху» виден более уверенно. Неожиданно вспомнил Ви?виан дель Ри?о с её серией «бессознательная живопись» и, чтоб как-то развлечь себя, стал в этих картинах выискивать что-то более мелкое абстрактное с интересной композицией.

Общий стиль представленных работ осмелюсь обозначить абстрактным экспрессионизмом, так как при просмотре в памяти всплыли Марк Ротко и Джексон Поллок из 60-х годов прошлого столетия (П.Зуданов «бн»). Некоторые творения можно отнести к поп-арту (С.Гончарова «Внутренняя вселенная»). Поэтому первый вопрос устроителям выставки звучал так:

— Вы ориентируетесь на американских художников?

— Нет, это же выставка работ, написанных под влиянием нашего инстинкта. Конечно, мы знаем историю искусств, но никому не стремимся подражать.

Однако характерным признаком абстрактного экспрессионизма является собственно абстракция и большой формат работ, что на данной выставке встречается (С.Гончарова «Абстрактный пейзаж» 200х200), хотя большинство работ стандартного размера.

— Где же вы создаёте такие большие полотна?

— Дома. В обычной квартире. Ну, знаете, как это бывает…слева диван, справа я рисую…

Есть картины, исполненные в техниках гроттаж и монотипия (С.Гончарова «По Фрейду 2»). Много коллажей (А.Рябова «+»). В процессе творческого поиска в дело шли стекляшки, фантики, фольга, вата, скотч и почему-то много бумажных стрекоз. Я поинтересовалась:

— А почему стрекозы? Это какой-то символ?

— Наверное. Только надо заглянуть в словарь и посмотреть, что он означает.

— Почему решили выставиться здесь?

— Нам тут нравится, и уже была договорённость с директором этой галереи. Мы готовились почти год — все работы были написаны специально для этой выставки. И, кстати, вопреки слухам у нас нет спонсоров! Всё организовано за наш счёт, в том числе каталоги.

Помимо выставки «группа уверенных в себе живописцев» организовала мероприятие Нарисуйся в Nebe, заключающееся в том, что 15 июня в 12:00 в рамках выставки «Инстинкт» вышеподписавшиеся будут помогать любому желающему исполнить картину собственноручно. Стоимость «самой настоящей Первой Профессиональной Возможности написать картину» составит 1000 рублей. В цену«билета» включено: рабочее место (с мольбертом), подготовленный холст на подрамнике, краски, кисти, тряпочки для вытирания рук, фартук и даже нарукавники, а также вкусный чай с печеньем и шампанское в честь окончания работы.


Очень хорошо, что наш город развивается, и его художественная жизнь наполняется разными течениями, приливами и водоворотами. Это признак конкуренции, роста культуры и самопознания молодых людей.

Поэтому пожелаем создателям проектов «Белое» и «Инстинкт» продолжать работать, искать себя и организовывать новые арт-выставки.