Открытие оживила народная музыка. На одной из игрушек-свистулек играл приглашённый автором выставки музыкант в русской рубахе. Как выяснилось позже, это артист Липецкого драматического театра им.Л.Н.Толстого Владимир Юрьев, музыкант-самоучка, выступающий с фольклорным ансамблем «Воскресение».

Известно, что игрушка-свистулька у славян выполняла много важных функций. Обычно их изготовляли гончары из оставшейся глины. Делали разных зверюшек и дарили детям для забавы: и поиграть весело, и посвистеть в неё можно. Получается, это ещё и музыкальный инстумент; в Италии такие глиняные дуделки называют «окаринами». Считалось, что они несут ещё и магическую функцию — обережную. Сегодня традиционные промысловые игрушки всё чаще становятся предметами коллекционирования.

Чтобы просмотреть галерею, кликните по изображению.

Фотография 1 из 12.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Выставку «Глиняные истории Елены Смолеевской» открыла Ирина Жирова, директор музея, и Светлана Иноземцева, арт-директор Центра Изобразительных искусств, которая передала приветы и поздравления от друзей-художников. К ним присоединилась сотрудница музея Галина Анатольевна Шарова, выразившая доброе отношение коллектива музея к Елене Геннадьевне. Специально приехали поздравить коллегу и керамисты из Центра Романовской игрушки. А потом все задарили художницу букетами как будто специально в цвет поливы на её игрушках.

Елена Смолеевская и студентка 6 курса отделения ДПИ ХГФ Гордеева Алеся
Canon EOS 1100D (ape f/4.0 : exp 1/40) 2013:09:12 22:53:34

Всем детям автор подарила два своих издания: детская «Книжка о Романушке — глиняной игрушке» с поговорками, загадками и играми и каталог выставки «Глиняные истории» с набором открыток, коллажно объединивших дореволюционные фотографии Липецка и его глиняных жителей, придуманных художницей.

«Культурный сайтик» поздравил Елену Смолеевскую с прекрасной выставкой и получил ответы на пару вопросов:

— Как давно Вы занимаетесь романовской игрушкой?

— Начиная с 1988 года, ещё будучи студенткой 2 курса, я участвовала в одной из групп первого выезда к потомственным романовским мастерам — И.Ф.Гункину и И.К. Пустовалову, организованном Натальей Андреевной Прямковой. Было очень интересно: жили во времянке, спали на полу на матрацах, игрушки лепили за столом под яблонькой (смеётся). Иван Фёдорович лепил быстро и увлеченно не только традиционные сюжеты, но и на наших глазах придумывал новые.

— А у вас помимо традиционных сюжетов есть свои собственные?

— Да. Они и раньше появлялись понемногу. Но однажды на фестивале «Золотые кружева России», проходившем в нашем музее, у меня спросили: «Что ж вы кружевниц не слепили?», я тогда тоже подумала: «И правда…». Так появилась композиция «Женские заботы». И после этого, почувствовав смелость, за последние 2 года реализовала много творческих проектов.

И.Ф.Гункин на ярмарке

Конечно, нельзя было не вспомнить учителя Елены Смолеевской — последнего потомственного гончара-игрушечника Ивана Фёдоровича Гункина, которому были посвящены композиции «И.Ф.Гункин на ярмарке» и «Памяти Ивана Федоровича Гункина. Традиционные сюжеты».

Последний год забрал много сил для подготовки изделий к выставке. Некоторые мои вещи на выставке стоят рядом с игрушками Гункина. Я хотела этим сказать, что Мастер ушёл, но в своих работах, в нашей памяти он с нами.

Помимо школы романовского учителя, Смолеевская познавала ремесло и по опыту ещё более ранних мастеров: одна из витрин совмещала фрагменты глиняных игрушек, найденных на территории Липецкой области, и серию самой художницы «По мотивам артефактов», вдохновлённую местной архаикой.

Найденные фрагменты игрушек

Вообще, почти все экспонаты этой выставки представляют тематические коллекции, например, городские жанровые сценки, которые крепко стоят на традиционной основе промысла, но обогащаются новыми сюжетами и вариациями пластического решения, юмором и живостью авторской трактовки.

«Библейские сюжеты»

«Липецкий курорт»

«400 лет Дома Романовых»

«Женские заботы»

«Рождественские колядки»

Особое внимание было уделено «Отечественной войне 1812 года», 200-летие победы в которой мы отмечали в прошлом году.

«Отечественная война 1812 года»

Народный мастер и член Союза художников России Елена Смолеевская давно и плодотворно занимается не только керамикой, но и другими традиционными промыслами: вышивкой и ткачеством. Закончила художественно-графический факультет ЛГПУ, где теперь передаёт студентам свои знания и любовь к ремёслам, а также ученикам студии традиционной глиняной игрушки в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства.

Комментария посетителя выставки Галины Семенихиной, сотрудника Театра кукол:

— В музее я совсем не редкий гость, часто посещаю выставки, иногда хожу на мастер-классы. Бывала и на подобных ремесленных выставках, но тут всё какое-то особенное, настоящее. Очень понравились коллекции «Липецкий курорт» и «Дом Романовых».


Может быть, кому-то романовская игрушка кажется простоватой, даже нелепой. Но, вглядываясь в живую пластику фигурок, удивляешься, насколько они выразительны и монументальны. Видимо, именно поэтому традиционные ремёсла называют искусством. Кроме того, глиняная кукла — не просто портрет крестьянки или горожанки, она сохраняет древний образ Макоши, языческой богини плодородия. И люди чувствуют этот глубокий символизм, пусть даже подсознательно, поэтому промысел сохранился до наших дней. Вообще, эта очень уютная, живая игрушка: приятная для рук фактура материала, а для глаза — натуральные цвета глазурей. Соблюдая все тонкости промысла, мастер не кичится своим мастерством, а остаётся вместе со своим народом.

Больше работ Елены Смолеевской в альбоме.