Выглядит всё это довольно уютно, «как будто забрёл в один из питерских дворов», — сказала подруга. Даже бездомный кот, свободно разгуливающий по выставке, по-домашнему мил. Вдоль лестницы и на балконе театра вывешены работы художников: такие, что сразу и не поймёшь, действительно ли художник — художник. Впрочем, некоторые привлекают внимание; невольно останавливаю взгляд, и тут же слышу за спиной голоса: «Да, она милая, конечно, но это всё детские работы, я всё жду, что из неё вырастет что-то настоящее…»

Фотография 1 из 9.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

«Хедлайнером» фестиваля стал известный липецкий авангардист Сергей Бугровский, который выставил две картины. Остальное место заняли более молодые художники из Ельца, Липецка, Воронежа, Москвы и Питера.

Предусмотрительно в деревянном ящике спрятаны картины +18 — организаторы открывают его только для взрослых посетителей. Ах да, я забыла про баррикады из противотанковых ежей на входе и груду мусора посреди двора, которые тоже искусство, тоже современное и, к сожалению, ещё непонятное для липчан. А иначе как объяснить гневные комментарии типа: «И эта куча мусора — искусство?» — да, парень, во всём мире уже лет сорок назад отошли от «культурного» шока и смело отправились дальше, а Липецк ещё продолжает взывать к Хрущёву при виде подобных арт-объектов.

Фотография 1 из 8.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

В таком «современном» для Липецка искусстве (а для всего мира уже и не очень современном) главное, не как сделано, не техника письма, не эстетическая составляющая: сам акт искусства уже является действием, достойным внимания.

«Вот видите, напротив дом строится? Хороший, кирпичный, многоэтажный! А вы тут что делаете, художнички!? А ну марш работать!» — смеётся Солома, и, глядя на наши испуганные лица, добавляет: «Да что ж вы повелись, я сам музыкант!»

По выставке разгуливает молодёжь, перемещаясь от одного арт-объекта к другому, переговариваясь между собой. Свободный формат в котором для каждого есть возможность высказаться, никаких чётких регламентов и нудных открытий. «Здорово, что такое проходит в Липецке, — сообщила мне одна девочка, — такое обязательно должно быть, и почаще»! «Да, я теперь жду следующего раза, — подтвердила её подруга, — чтобы прочитать свои стихи».

Фотография 1 из 4.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

К слову, стихи можно было без ограничения читать два дня. Были здесь и «чОрная кошка» с музыкально-поэтическими выступлениями, и барды, и «Культурный сайтик» проводил Чтения Абсурда. Главное в фестивале, на мой взгляд, — это возможность свободного выражения мыслей, выхода «тусовок» из подполья и фактически — это вызов Липецку. Да-да, всему городу, который ещё не очнулся и не понял, что после Шишкина было много художников, и что из мусора теперь тоже делают искусство.

В эти же выходные в соседнем Ельце проходил фестиваль «Антоновские яблоки» в традиционном стиле с массовыми гуляньями. На «Хоздворе» нашлась инсталляция и на эту тему — яблоко, проткнутое ножом.

— Яблоки — это потому что вы противопоставляете себя елецкому фестивалю? — спрашиваю я у одного из организаторов.

— Да! Нет! — и дальше что-то невнятное говорит он мне, из чего выходит, что на самом деле им всё равно.

Ребята просто собрались и сделали отличный по атмосфере фестиваль, на который пришло в общей массе человек 500, несмотря на осенний холод. А недовольные как елецкими, так и липецкими фестивалями будут по прежнему ходить и ворчать, что здесь не искусство, а там баранки не настоящие.

— Мы будем делать «липецкий Арбат», — говорит один из организаторов «Хоздвора» Алексей Гарбуз, смеётся, — Если я скажу «делать Неделина», вы вряд ли поймёте, о чём я. Мы не собираемся останавливаться. «Хоздвор» — это достижение каждого. Без вас и каждого, кто сюда пришёл, ничего бы не было. Даже без кота.