Эпоха смут, Япония, 7-8 век от р. х. Звероподобный мальчонка шагает по феодальным княжествам с громадной секирой наперевес. Мальчик не простой, а очень голодный, путешествует и кушает тех, кто ещё не помер от голода. На этом «дао» ему встречается таинственный буддистский монах и нарекает зверёнка-антропофага Асурой.

Официальные японские хроники говорят о том, что на территорию страны буддизм был принесён в 5 веке от р. х. проповедниками одного из корейских королевств под названием «Пэкче». Согласно буддистскому учению, асуры — это демонические существа свирепого нрава, могучей силы, сильнее людей, но не превосходящие богов. В то же время, асуры — наинесчастнейшие создания, лишённые разума. Эта справка довольно ёмко сообщает о ком, а быть может, о чём фильм.

«Асура» — продукт прежде всего внутрияпонский, нацеленный на пробуддистского азиатского потребителя, способного понять нюансы происходящего на экране.
Для нас — «скифов и азиатов с раскосыми глазами», как выразился поэт А. Блок, — буддистская культурно-религиозная традиция — не что иное, как этносказка и набор клише, связанных с монахами-суперменами из Шаолиня. Японский буддизм — это что-то непознанное и загадочное, вотчина востоковедов и отаку, штудирующих «Wikipedia» с целью написания претенциозной, псевдоинтеллектуальной рецензии.

Студия «Toei» воплотила довольно экстремальный мульт, экстремально жёсткий, крайне откровенный. Первые десять минут повествования — ужасающие картины мора, разложения всего и вся. Впрочем, «Toei» имеет репутацию студии бунтарской, инновационной и шокирующей, вспомним хотя бы шедевр Киндзи Фукасаку «Королевская битва». В связи с этим всплывает ещё одна тема из набора «продвинутый критик»: тема условных ментально-культурных различий Азии и всего остального мира. Об этом десятки раз писали, и ещё с десяток раз писали о том, что уже об этом писали. Писали о запредельной концентрации и натурализме насилия в азиатских картинах, писали о лояльности к этому локальной публики… Всё это так, поэтому писать снова не станем!

А вот о чём бы сказать хотелось…

Если вы начали смотреть аниме, будьте готовы к абсолютному кошмару, исторически обоснованному кошмару. Первые 15 минут фильма авторы зарядили лютой брутальной мизантропией ко всему живому: если ты здесь, внутри кадра, изволь страдать, ты заслужил это. Одновременно местами это откровенно спекулятивная слёзовыжималка, нарочито пошлая и мелодраматичная.

Человек-чудовище, человек-зверь, человек-человек — уровни становления личности Асуры можно варьировать в каком угодно порядке, это крайне субъективно. Мультфильм очень плотно и вязко замешан на религиозном дискурсе. Посредством религии Асура обретает свою самость. Борьба с внутренним зверем, обуздание страстей своих.

История Асуры — это такое «житие» по-буддистки. Житие — христианский православно-церковный жанр, в котором описывается жизнь святого, богоугодного человека в соответствующем ключе. Итоговый базис и структура таковы, что через грех и испытание мирянин приходит к вере и становится столпом веры.

Основываясь на вышеизложенном, «Асура» — это хрестоматийное буддистское житие.

Если вы хотите увидеть произведение, где персонажи Иеронима Босха соприкасаются с визуальной эстетикой Юрия Норштейна, а буддисткий послушник совершает православный подвиг, милости просим в мир «Асура».