Александр Старков, лидер и идейный вдохновитель группы «Flos Florum» утверждает, что они стараются избежать «музейности» исполнения и не стремятся к аутентичности, а с помощью импровизации оживляют музыку и вдыхают дух современности.

Фотография 1 из 4.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

— Знаю много групп, которые играют на волынках и барабанах, и много коллективов им подражает, покупая те же дудки. Я считаю, что это примитивно и неинтересно. Противоположная же группа музыкантов с помощью академизма старается следовать европейским традициям и дотошно докапывается до каждой детали.

— Что касается нашей музыки, — продолжает Александр, — то с одной стороны, это — средневековые мотивы с их законами, а с другой, это наша творческая фантазия и импровизация. Зная одну мелодию, мы пробуем обыграть её на разных инструментах. В общем, и средневековые менестрели как современные «джазисты» творили песни в импровизации по канонам музыки в современной им Европе.

Участники группы — выпускники и студенты Уральской государственной консерватории. Александр окончил консерваторию по классу вокала, Дарья Бакина сейчас учится на народном отделении, другие же играют на классических инструментах.

На липецкой сцене музыканты представили удивительную коллекцию старинных инструментов, многие из которых участники группы осваивали самостоятельно. Во время концерта у пришедших была уникальная возможность услышать звуки, сопровождавшие когда-то трубадуров и странствующих вагантов, карнавальные шествия и литургические процессии, рыцарские турниры и крестовые походы.

— Это не трудно, просто много тонкостей,— говорит Александр.

Но что поражает ещё больше — это тот факт, что Александр сам сделал многие струнные инструменты своей коллекции (а их около сорока пяти) по старинным миниатюрам и гравюрам. Так в музыкальном арсенале «Flos Florum» появились , к примеру, цитоль, ребек, фрестел (флейта Пана).

— В то время мастера не имели каких-то особых чертежей… Все инструменты были настолько разными, с причудливыми готическими формами. В наши времена не осталось подробной информации мастеров. Как мы делаем инструменты? Берём картинку и копируем форму. Окончательно размер и формы инструмента рассчитываются на основе современных знаний.

— Ноты мы берём из Интернета. — Продолжил Александр, — Средневековая музыка дошла до нас в древних манускриптах на старых пожелтевших страницах, которые можно попытаться расшифровать. В основном наш репертуар — это светская музыка, которая записывалась… точнее как… Музыка тогда не записывалась. Появлялись новые мелодии, и менестрели — средневековые музыканты — их подхватывали и начинали превращать в свой джаз.


В программе оказалась не только европейская музыка. С приходом в группу Дарьи Бакиной в репертуаре появились и древнерусские песни. А Александр Старков поделился со зрителями, что собирается освоить балканский фольклор, и, возможно, сделать отдельную программу сербской, македонской и болгарской музыки.

После концерта с задорными мелодиями флейт и шалмея, звонким голосом солистки, воодушевляющим призывом волынки и торжественным шествием под звуки фанфар музыканты пригласили всех желающих побеседовать и задать интересующие вопросы. Александр с удовольствием рассказал о необычных средневековых инструментах (практически прадедушках современных скрипок, виолончелей и фаготов). И продемонстрировал такие диковины, как дункар (раковина) и горн, сделанный из рога быка ватуси. Даже маленькие дети с удовольствием интересовались инструментами, сравнивая волынку с «воздушным шариком с трубочками».