В культурно-историческом центре города по улице Желябова, дом 4 (в двух шагах от худграфа) открылась новая галерея, принадлежащая предпринимателю-коллекционеру Александру Назарову, названная просто и со вкусом: «Галерея Назарова». Перед открытием самой первой выставки в галерее её учредитель любезно уделил пару минут «Культурному сайтику»:

— Александр Васильевич, почему вы решили открыть художественную галерею?

— У Василия Розанова есть хорошая мысль: жизнь надо напитывать событиями. И мне хотелось что-то сделать для себя, своей семьи, других людей. Ведь можно не посмотреть Гадаева, не послушать хорошей музыки, но насколько обеднеет тогда наша жизнь?..

— У вас давно было задумано открыть свою галерею?

— Да, несколько лет. Были сдерживающие обстоятельства: финансовые, выбор места.

— Почему вы решили начать со скульптуры Лазаря Гадаева?

— Потому что это хороший художник. В 2006 году в липецком Доме Мастера выставлялась его скульптура. В этом году ему исполнилось бы 75 лет, и Пушкинский музей показал его ретроспективную выставку.

Художник Николай Углов и Александр Назаров

Арт-директор галереи Татьяна Ивановна Нечаева, открывая выставку, отметила:

«Сегодня мы обозначили кредо нашей галереи: мы будем показывать очень и очень хорошие выставки».

Считается, что скульптурные выставки не слишком востребованы. Однако один американский журнал в 2009 году опубликовал рейтинг самых посещаемых выставок по всему миру за 2008 год. И на первом месте была выставка Лазаря Гадаева в Третьякоской галерее, ставшая, к сожалению, посмертной. Это ясно показало место российского скульптора в срезе мировой культуры. Вообще, в культурной хронике событий сентября 2008 года это самое упоминаемое имя.

Скульптурный автопортрет Л.Гадаева

Скульптор Лазарь Тазеевич Гадаев родился в селе Сурх-Дигора, там прошло его детство, напитавшее его осетинской культурой и любовью к семье, родине, миру. Он смог поднять темы древней аланской культуры до общечеловеческого значения, его скульптура космополитична. Сегодня это общепризнанный Мастер, и можно с уверенностью сказать, что его творчество стало частью мирового художественного наследия.

Его произведения смотрятся артефактами, так, будто они были всегда. Подчинённые материалам, создавшим их, — камню, дереву, бронзе, глине — работы, будь то круглая скульптура или барельефы, выглядят полностью высказавшимися. Мастер работает и сердцем, и душой, и руками, убирая всё лишнее, ненужное, незначащее, рождая новую форму. Остаются чистая эмоция, ясно выраженная мысль, лишенная внешней красивости. И эта скупая формулировка, которой Гадаев добивается обобщённостью, заряжена внутренней динамикой всей скульптуры.

Мультипликатор Юрий Норштейн так отозавлся об особой фактуре медных работ скульптора:

«Поверхность скульптуры похожа на хорошо обработанную живопись, её надо смотреть пальцами».

В 1978 году Лазарь Гадаев стал лауреатом Международной выставки малой пластики в Будапеште.
В 2008 году награжден медалью «Во славу Осетии» — высшей государственной наградой Северной Осетии.

Играющий с крабом

На первый взгляд сюжеты просты. Это бытовые темы: валяние войлока, фигуры наездников, сложно решённые в пластическом отношении. Тема боли и страдания, мотивы семьи и человеческих отношений, актуальность которых ныне утрачивается. Скульптор обращается и к евангельским темам, занявшим значительное место в его наследии. Каждая работа характеризует индивидуальность Мастера, глубину его личности. Каждую работу можно назвать автобиографичной.

Негромко и вечно звучат напевы армянского дудука. Кофейные тона стен окутывают уютом. Жемчужинами в пространстве залов видятся графика, живопись и скульптура талантливого российского скульптора осетинского происхождения.

Сегодняшняя экспозиция не ограничилась скульптурой, её дополнили живопись и графика (офорты, рисунки карандашом, акварелью), поэтому первым моим вопросом к приехавшему специально на открытие сыну мастера, Константину Гадаеву, был следующий:

— Какое значение имела графика для вашего отца? Исключительно подготовительное или же он считал её полноценным произведением, как и скульптуру?

— И графика, и живопись являются движением к скульптуре, это было главное качество, в котором их использовал отец. Он не старался назвать себя графиком, и это давало ему свободу. Просто делал эскизы, не думая, будет ли он их выставлять. В процессе, бывало, набредал на новые сюжеты. Поэтому то, что графика сопровождает скульптуру, смотрится вполне естественно.

Офорт

В 2008 году, после его смерти, ко всем формам его творчества стали проявлять интерес, в том числе к литературной (в Осетии вышли две книги стихотворений в прозе, притч, прозы на родном языке Лазаря Гадаева — дигорском — под одним названием «Искурдиада». В русском это слово не имеет аналогов, примерное значение — «мольба, просьба, зов, талант, дар». — Примечание автора).

— Что ты без устали копаешь камень, что ищешь в нем?
— Боль своего сердца хочу вложить в него.

— Интерес к искусству — семейная традиция?

— Да, его отец, Тазе Гадаев, был резчиком по дереву. Он делал красивые чаши-скульптуры в народной традиции.

— Некоторые скульптуры напомнили работы Марка Шагала, который тоже во многом опирался на свои национальные корни. Видимо, это необходимый элемент в искусстве — связь с народом.

— Отец вырос в деревне, и воспоминания детства его всегда вдохновляли. Ему нравилась народная осетинская музыка. Он отучился на художественно-графическом факультете Северо-Осетинского педагогического училища, затем в Суриковском на факультете скульптуры. После учёбы остался жить и работать в столице.

— Какой материал он предпочитал особенно?

— Любой. Большая мастерская у него появилась только во второй половине жизни, там он мог отливать работы в металле. А в начале работал в дереве, в известняке.

— Продаёте ли вы скульптуры отца?

— Музеи иногда покупают. Но, конечно, я продаю только большим музеям либо, если это неизвестная мне площадка, тщательно изучаю условия хранения и экспонирования. Понимаете, большая часть работ в крупных музеях обычно хранится в запасниках, поэтому я не стремлюсь продавать им (в отделе скульптуры Третьяковской галереи находится 21 произведение Л. Гадаева. — Примечание автора).

Есть идея сделать Музей Лазаря Гадаева на базе его мастерской. Тогда каждый желающий сможет увидеть его скульптуру.

— Вы рассказываете очень интересно и с большим знанием дела. Вы тоже имеете отношение к изобразительному искусству?

— Нет, у меня литературное образование. И кстати, в вашей областной библиотеке 6 декабря мы будем читать стихи (к нам приезжает поэтическое содружество «КуФёГа», название состоит из первых букв фамилий его участников: Михаил Кукин, Игорь Фёдоров, Константин Гадаев, которых критики иногда называют «коньковской школой». — Примечание автора).

На церемонии открытия Константин Лазаревич Гадаев поблагодарил организаторов выставки:

— Я был очень доволен, когда увидел галерею, где такой профессиональный свет и безукоризненный цвет стен. Возможно, какие-то из произведений вы уже видели, но живопись, скорее всего, нет, она редко выставлялась. И мы рады, что его творчество объединяет нас всех.

Фотографии автора.