В театральной приёмной под аккомпанемент телефонных звонков и вдумчивой работы кулера состоялась беседа с артисткой Липецкого драматического театра Еленой Прониной. Елена задействована в ключевых спектаклях, формирующих самобытный образ сокольской сцены. Своё творчество одна из самых молодых и талантливых артисток театра предлагает оценивать зрителям, которые могут увидеть её в постановках «Не такой как все», «Кармен иначе», «Странная миссис Сэевидж», «Бабий бунт» и многих других.

— Как проходят трудовые будни актёров?

— Трудовые будни проходят очень интересно. Сегодня утром я уже побывала на вокале, с одиннадцати до пяти часов проходят репетиции, разумеется, с перерывами. Актёры — люди творческие, перерывы проводят по-разному: кто-то отдыхает, кто-то работает над своими сценами.

— А бывает, что приходится задерживаться?

— Конечно. Задерживаемся регулярно. Во время постановки спектакля мы здесь буквально с утра и до вечера, но когда отдаёшься театральной жизни без остатка, легче переносить такую нагрузку.

— Процесс подготовки к постановке довольно трудоёмок. Какой из этапов можно назвать самым сложным?

— Выбрать нелегко. Каждый из этапов любопытен по-своему. Если ты заинтересован в том, что делаешь, то нет ничего сложного. Когда у артиста горят глаза, ни время, ни какие-либо иные факторы не мешают. Сложно бывает физически. Недавно у нас была постановка «Кармен иначе», которую ставила Анна Фекета. В постановке много танцевальных номеров. Пусть было не всегда просто, но безумно интересно!

Елена Пронина в роли торговки в спектакле «Кармен иначе»

— Существуют ли какие-нибудь ритуалы перед выходом на сцену?

— Я никаких ритуалов не видела, по крайней мере, в нашем театре, — смеётся Елена. — Может быть, в других театрах они есть. Обычно перед выходом артисты говорят друг другу: «С Богом!».

— Когда пришло осознание того, что хочется связать свою жизнь с театром?

— Это давняя история. Я была во втором классе и участвовала в викторине по знанию сказок, и мне выдали, как сейчас помню, круглый медальон из бумаги, на котором было написано «Знаток сказок». Я этому сильно обрадовалась, была собой горда и сказала: «Когда вырасту, буду артисткой!». Моя творческая жизнь продолжалась. Наверное, первым, кто мне сказал: «Лена, иди и поступай в театральную школу», была моя учительница по русскому языку Ира Васильевна. Меня одолевали сомнения, поскольку времени на театральную жизнь надо было отводить очень много, но я всё-таки решилась и поступила в школу при местном театре в Старом Осколе, которую спустя три года окончила. Потом был институт, а сейчас я здесь.

— Кто из однокашников продолжает выступать на сцене?

— Почти все ребята, с которыми я училась в театральной школе, сейчас выступают на различных театральных площадках. Со всеми сохранились хорошие и дружеские отношения. Разумеется, хотелось бы встречаться с ними чаще, но плотный график и расстояния не всегда позволяют.

— Подготовка к роли, репетиции, спектакли — всё это занимает очень много времени. Применимо ли понятие «свободное время» к твоей жизни?

— Свободного времени практически нет. Я постоянно занята в репертуаре, много репетиций. Но если всё же выдаётся свободный вечер, я не против сходить в кино или в театр поддержать своих ребят. У нас сложилась очень тёплая атмосфера, хороший контакт как между теми, кто пришёл недавно, так и теми, кто представляет лицо театра. Ходит очень много баек, что театры — это змеиные клубки, но на деле это не так, мы всегда готовы друг друга поддержать в трудные моменты. Полезно наблюдать за тем, как работают другие люди. Очень много режиссёрских моментов, которые про себя отмечаешь, сопоставляешь с тем базисом, который был заложен в театральной школе, нюансов актёрской игры, когда внутренне соглашаешься или возражаешь тому, что видишь на сцене. Некоторые приёмы интересны сами по себе, с технической точки зрения.

— Тяжело вжиться в роль? Не завладевают ли герои твоей жизнью?

— Наверное, завладевают. Эмоционально бывает непросто. Пытаешься переживать именно то, что играешь. Мы выносим на сцену именно жизнь: если в кино ещё можно на сотый дубль таки выдать нужные эмоции, то на сцене в каждый момент, в каждую секунду эмоции должны быть искренними и честными. Это требует больших физических и душевных затрат. Иногда бывает при проработке негативного характера, что какие-нибудь эмоции невольно прорываются в повседневную жизнь. Но всё в меру, до сумасшествия никто не доходит, из образа по два дня не выходим, — смеётся Елена. — Когда идёт постановка очень сложного спектакля, когда моральное нутро работает, нужна определённая настройка.

— В повседневной жизни умение играть когда-нибудь приходило на выручку?

— В повседневной жизни я совершенно иной человек. Я никогда не играю в жизни. Для этого есть определённое место, куда я выйду играть, а в жизни надо жить, быть самим собой.

— Какие чувства ты испытывала перед первым выходом на сцену?

— Первое время было страшно, особенно когда училась в институте и на выступления приходил смотреть уже настоящий зритель, а не кафедра.

— Какой зритель приходит на спектакль?
— Очень благодарный, расположенный к нашему театру. Ведь когда чувствуешь отдачу от зала, видишь, что зритель проникнут происходящим, ещё больше хочется раскрываться.

Елена Пронина в роли Катерины в спектакле «Братишки»

— Можно назвать Липецк «театральным городом»?

— Разумеется. Очень важный момент — городу есть куда расти в этом аспекте. К сожалению, театр не имеет своего здания. Городская администрация знает о том, что мы очень хотим своё здание, свой дом. Наверное, всему своё время — мы в это верим.

— Ты упоминала, что любишь кино. Какой последний фильм ты смотрела?

— «Сталинград». Двойственное впечатление оставил этот фильм. Много режиссёрской лжи, моментов, которые появились только ради того, чтобы действие продолжилось, — это не понравилось. Что касается актёрской работы, то мне она показалась достойной; несмотря на всю режиссёрскую ложь, я полфильма прорыдала. Я всё принимаю близко к сердцу: наверное, иначе правдиво не сыграть.


Использованы фото с сайта театра.