Когда я был ещё зелёным

Продвинутые однокурсники меня называли сезаннистом, когда я ещё не знал Сезанна. Даже скорее это был не сезаннизм, а отрицание бесструктурной мазистой живописи. Так и писал с оглядкой на Сезанна, пока не зашёл в тупик. Но хорошо, что осознал это. Я получил новые ощущения в новой ситуации от пленэрного натюрморта, что помогло мне выбраться из тупика.

Дом детства. 1974
FinePix S200EXR (ape f/4.0 : exp 10/850) 2011:06:13 15:53:13

Окно детства. 1974
FinePix S200EXR (ape f/3.0 : exp 10/1050) 2012:02:29 22:50:08
Берёзовая роща в Петровке. 1975

Стол, стул, ствол — лаборатория натюрморта

Пленэрный натюрморт пишу потому, что для меня это наиболее интересный жанр, квинтэссенция живописи. Я там хозяин, в отличии от пейзажа. Всё создаю с самого начала в натуре: сажаю дерево, ставлю стол, стул, ствол, предметы на столе — это ноты, по которым я потом импровизирую.

Работа над пленэрным натюрмортом в саду мастерской. 1977
фото Николая Татьянина

Обязательный герой в натюрморте — букет, цветы, которые венчают композицию. Весной — ирисы, осенью — астры, летом — подсолнухи. Сейчас это мой любимый цветок, прекрасный объект во всех стадиях: нерасцветший, расцветший, отцветший. Маленькое солнце для натюрморта.

Чайный натюрморт с зелёной вазой и подсолнухом. 1987

В саду. 2002
DSLR-A100 (ape f/5.6 : exp 1/60) 2010:01:31 23:45:16
Зелёный натюрморт. 1997
NIKON D100 (ape f/2.2 : exp 10/300) 2004:02:15 08:52:31

Живопись в стиле хард-боп

Живопись и музыка — это параллельные искусства, одно воздействует на нас цветом, другое — звуком, законы одни.

Фото Александра Козина. 1973

Я бы сказал, что учился у Майлса Дэвиса, джазового трубача. Ощущения от его игры аналогичны ощущениям от живописи. Я понял, как писать, когда услышал его концерт в «Карнеги-Холле».

Белый дом в Гурзуфе. 2004

Елец. Первый снег. 2009

Первая зелень. 2002

Творческий метод

В живописи важно всё, но основа — композиция. Качество цветовых отношений, каждое прикосновение к холсту определяется композицией. Художник одновременно композитор, аранжировщик, солист. Идеал — ничего лишнего, ничего, что работает против образа. Моя идея — разобрать по винтикам натуру и потом собрать заново, отбросив всё ненужное. Максимум выразительности минимумом средств. И никаких лохмотьев.

Катя в саду. 2006
Из собрания А.Н.Нехорошева

Ню. 1995

Ню3. 1998

Биографическая справка

Николай Углов родился в 1948 году в Липецкой области в селе Верхняя Лукавка Грязинского района.

Учился в Ростовском художественном училище им. М.Б.Грекова в 1967-72 годах (ведущие педагоги П.Н.Черенов и А.И.Туманов). Закончив его с отличием, вернулся в 1973 году в Липецк, где начал работать в Художественном Фонде.

В 1977 году по результатам республиканской выставки «60 лет СССР» принят в Союз художников СССР.

Постоянно выезжал для работы в Дома творчества Союза художников, а также в Елец, Задонск, Переславль-Залесский. С 2003 года — поездки в Гурзуф.

В 1990-92 годах ездит в Париж, где много работает, знакомится с русскими художниками-эмигрантами и участвует в аукционе «Друо». В это же время участвует в выставках в Москве и Петербурге, Цюрихе и Лихтенштейне, Канаде и США.

На Интерпленэре в Германии. 1982

Принимает участие в выставках различного ранга: персональных, групповых, республиканских, межрегиональных, международных.

Произведения закуплены Министерством культуры России, Дирекцией выставок Художественного Фонда, хранятся в музеях и частных собраниях в стране и за рубежом.

Любимые художники — Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Альбер Марке, Поль Сезанн, Джорджио Моранди.

Больше работ можно увидеть в альбоме.

И послесловие

Хочу привести любимое стихотворение Николая Углова, написанное Петром Войцеховским, в качестве рецепта живописи:

Отринь бесстрашно повседневность,
От вечных истин отступи
И нежность, пламенность и гневность
В единый сплав перетопи.
Чуть-чуть коснись предмета чувства
Касаньем вкуса и чутья —
Произведение искусства
Возникнет из небытия.
Оно бесплотное витало,
Пересекая многих путь,
И воплощенья ожидало
От осторожного «чуть-чуть».

Ольга. Состояние-16. 2007
Из собрания Ю. и О. Сидоровых
Canon EOS 350D DIGITAL (ape f/4.0 : exp 1/50) 2007:08:24 16:38:04