Скорее всего, неподготовленный зритель подумает, что это выставка черновиков и зарисовок. С одной стороны, он будет прав — это действительно размышления художника с карандашом и кистью в руках, размышления один на один с белым листом. Но с другой — разве не мысль стоит перед техникой? Поэтому на выставке мы можем пронаблюдать «кухню» художника, проследить за работой его ума. На чём он ставит акцент? Что опускает, что подчёркивает? Давайте пройдёмся по выставке…

Фотография 1 из 9.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Творческая судьба Андрея Васнецова пришлась на время шестидесятых годов. В станковой живописи тогда главенствовал суровый стиль, который принял и развил Андрей Васнецов.

Суровый стиль определяется, в первую очередь, суровостью сюжетов. Это будни рабочего человека, который всё же остаётся героем нашего времени, как и в эстетике соцреализма. Кроме того, суровостью пластического решения картины — обобщение в цвете и огрубление форм. А ещё суровыми выглядели сами художники этого направления — на всех фотографиях они очень хмурые и слишком серьёзные.

Стены присутственных помещений нашей страны в то время активно покрывались росписями. Васнецов тоже работал как монументальщик, стремясь решать задачу общей композиции пространства и фрески. Он создал более тридцати работ в техниках мозаики, витража, декоративной скульптуры и росписи.

Эта весомость и чувство пространства сохранились и в эскизах, которые представлены сегодня на выставке. Художник решает на этих небольших графических листах очень сложные композиционные задачи. По сути, это мыслеформы на темы: в саду, комната в доме, фигура в интерьере, дорога.

«Меня в первую очередь интересуют форма и композиционно-пространственный строй изображения», — записывает Андрей Владимирович в дневнике.

В некоторых графических работах художник достигает почти иконописного звучания. Отчасти это происходит за счёт общих средств выразительности: жёсткая композиция, декоративная пластика фигур, обобщение. В цвете Васнецов-младший также немногословен. Как правило, колорит произведения строится на отношении двух основных цветов: зелёного и розового, синего и охры, зелёного и белого. Но благодаря живописной точности его работы смотрятся очень утончённо и камерно.

Главное, что Васнецову удалось выразить — это отстранённое звучание своих работ. Они не громогласны, не литературны, не стремятся призвать или обратить внимание. Они живут сами по себе, как и всё, созданное творцом.

«Культурный сайтик» предлагает вам посетить выставку Андрея Васнецова в галерее «Назарова» до 13 декабря.


Обработка фото - Роман Цыбулин