Ожесточённое противостояние во время Сталинградской битвы положило начало перехвату Советским Союзом инициативы наступления. Это схватка, от которой нацистская Германия не оправится до конца войны. Бессмертный подвиг, нашедший отклик миллионов по всему миру.

Рузвельт назвал эту победу вечным вдохновением сердец всех свободных людей, писатель Жан-Ришар Блок обратился к парижанам со словами: «Русские отомстили за Париж. Русские мстят за Францию!», а король Великобритании приказал выковать дарственный меч с надписью: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, — от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

Имя Сталинграда носят площади, проспекты, улицы, бульвары и авеню во Франции, Бельгии, Чехии, Польше, не говоря о территории бывшего СССР. И конечно же, эта важная страница истории получила широкое отражение в литературе и кино. За последние двадцать лет этой теме было посвящено три художественных фильма (и два сериала). Так что же такое Сталинград для современных режиссёров?

Враг у ворот Голливуда

Как говорилось выше, Сталинградская битва — один из важнейших эпизодов истории человечества, поэтому и Запад решил не оставлять эту тему без внимания. В 2001 году вышел фильм «Враг у ворот» (Enemy at the Gates). Это совместный проект США, Великобритании, Германии и Ирландии, воплощённый французским режиссёром-обладателем Оскара за лучший фильм на иностранном языке (1977) Жан-Жаком Анно.

Исторической основой ленты послужила знаменитая снайперская дуэль между легендарным Василием Зайцевым и начальником берлинской школы снайперов Кёнигом. В период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года Василий Григорьевич уничтожил 225 солдат и офицеров вражеской армии. Для ликвидации талантливого стрелка вермахт прислал своего «сверхснайпера». Казалось бы, отличный сюжет для фильма! И вроде бы ничего не предвещало беды: талантливый режиссёр, приличный бюджет, хороший актерский состав (роль Василия исполняет Джуд Лоу), реалистичные декорации: город, изнемогающий от войны, разрушенные здания, фонтаны с трупами и прочее, но…

Фильм просто изобилует стереотипами. Из русских окопов постоянно доносятся «Валенки», слово «товарищ» можно услышать практически в каждом предложении, а главного героя называют исключительно полным именем. Не хватает лишь медведей на мотоциклах.

Исторические неточности здесь настолько ужасны, что заслужили нарекания даже от западных историков: солдат отправляют на фронт в запертых вагонах (ведь русские за Родину воевать не хотят), у бойцов советской армии только одна винтовка на двоих, а тех, кто возвращается с неудачной атаки, расстреливают заградотряды. На самом деле нехватка стрелкового оружия на личный состав, конечно же, была, но в отдельных частях и только в первые месяцы войны. Что же касается заградотрядов со злыми коммунистами — если они расстреливали всех отступающих, как это показано в фильме, кто же тогда защищал Сталинград?!

Все персонажи мыслят по-американски. «Я звезда!» — говорит Василий, увидев свою фотографию в газете. Да и всё вокруг приправлено голливудским соусом — темы долга, чести, мужества, патриотизма и любви. Создатели ленты не смогли, например, обойтись без сцены полового акта в расположение роты при спящих солдатах.

Неудивительно, что некоторые ветераны ВОВ, оскорблённые таким изображением Красной армии, обратились в Думу с просьбой о запрете фильма. Однако просьбу отклонили.

Что сказать? «Враг у ворот» — это обычный военный боевик фабрики грёз, наполненный клише и пафосом.

Трудно быть человеком

Одна из основных проблем современной Германии — проблема реабилитации. Наши с вами прадеды были героями-освободителями, а прадеды немцев…

В 1993 году немецкий режиссёр Джозеф Фильсмайер снял реабилитационный фильм «Сталинград» — война глазами немецкого офицера и его солдат. Действие начинается в солнечной Италии, где молодой лейтенант принимает командование взводом. Позже их направляют на Волгу.

И что мы видим? Великолепные городские баталии. Пулемётные гнёзда в проёмах бывших цехов, взрывы гранат, беспрерывный свинцовый дождь, ожесточённое сопротивление Красной армии, переполненные госпитали, бессилие и бесконечная жестокость. Во всём этом чувствуется настоящий Сталинград.

Очень радует изображение русских. Здесь они не гоповарвары в красной будёновке. Здесь они люди, которые вспоминают маму перед смертью, скучают по дому и презирают врага. Да и обращаются друг к другу как настоящие люди: «Всё будет хорошо, Алёша!».

Картина затрагивает преступления нацистского режима. Проезжая через Украину, немцы говорят друг другу: «Скоро мы разделим эти земли. Они уже на нас работают». И в довершение кричат крестьянам на русском: «Тавай! Тавай!».

Также в картине показаны расстрелы военнопленных и мирного населения, сжигание русских деревень, изнасилования женщин. Не такой войны ожидали главные герои. Ужасы ледяного ада, принесённые немцами на Волгу, смыли из их сознания налёт нацистской идеологии.

Нужно отдать должное Джозефу Фильсмайеру за попытку трезво взглянуть на окопы Сталинграда. Эта работа посвящена не храбрым и сильным людям, это лента о поколении обманутых геббельсовской пропагандой. Фильм, где по отчаянным глазам героев можно понять, что порой для того, чтобы стать человеком, нужно оказаться на грани гибели.

А помнишь ли, Федя, дороги Смоленщины?

Завершает трио одна из главных премьер отечественного кино прошлого года, работа режиссёра Федора Бондарчука «Сталинград». По данным «Кинопоиска», в российской прессе эта кинолента получила 64% положительных отзывов, и всё же это самый неудачный фильм о Сталинградской битве.

И дело далеко не в том, что его создатели пренебрегают законами биологии, физики, военного искусства и здравым смыслом. Дело в том, что это история не о Сталинградской битве в целом, а о любовных похождениях девушки Кати. Но обо всём по порядку…

Всё начинается во время трагедии Фукусимы-1(!). Русский спасатель рассказывает оказавшейся под завалом немке (!!), что у него было пять отцов(!!!). И было это в Сталинграде 42-го. В объятом огнём городе отряд разведчиков захватывает дом. Боевая задача — удержать его до подхода сил Красной армии. В доме живет девушка Катя, вокруг которой начинаются любовные хороводы. Выяснению, кто же будет отцом спасателя, отведена большая часть картины.

То есть фильм посвящен не героизму наших солдат! Не остервенелому самопожертвованию, которое Красная армия принесла на алтарь победы! Не 15 миллионам мирных людей, умерщвлённых нацистским нашествием! А тому, кто же переспит с Катей! При такой завязке прочие недочёты обсуждать бессмысленно (хотя ошибок наберётся на маленький справочник).

От картин с именами «Брестская крепость», «Сталинград», «28 панфиловцев» мы ожидаем не опошленную историю о таинственном зачатии. Назови Фёдор Бондарчук свою ленту иначе, надуманная история про девушку Катю не казалась бы такой фальшивой. Всё-таки в кино с подобным названием хочется видеть героизм и отвагу. Да и «Родину-мать» установили далеко не от любви к Кате.

Послевкусие

К сожалению, за последние 20 лет не снято ни одного достоверного художественного фильма, посвященного подвигу защитников Сталинграда. А ведь они были «крепки как сталь» и «вдохновляли сердца всех свободных людей». Благодаря им проект концентрационных лагерей за Уралом для уничтожения 60 миллионов русских так и не был воплощён. Благодаря им славяне не стали «неисчерпаемым ресурсом рабов 3-го рейха». Благодаря им мир существует таким, каким мы его знаем.


Коллаж Виктории Дьяковой.