Русскую классику чтут в Китае, её проходят в школе, особенно по душе китайцам Чайковский; зрители очень оживляются, когда слышат знакомые мотивы его произведений. Любят не только классику, но и народные, а также эстрадные песни, наподобие «Подмосковных вечеров», которые они знают наизусть.

Коллектив симфонического оркестра и его руководитель Константин Барков несколько раз уже гастролировали по Китаю и признаются, что это особая история.

«Всё очень отличается и от России, и от Европы. Китайцы во время концерта очень сдержанны, надо постараться найти контакт с публикой. В эти гастроли проделывал такой трюк: притворялся, что у меня болит рука и я не могу дирижировать. Выводил зрителя из зала, ставил его на своё место, вручал палочку.

Растерянность быстро сменялась восторгом, и новоиспечённый дирижер начинал самозабвенно ею размахивать, а оркестру приходилось играть самостоятельно. Специально выбирал несложное ритмичное произведение для такого шоу, — смеясь, признаётся Барков. — Зато после концерта от сдержанности не остаётся и следа, ведь в Поднебесной зрителям разрешено подняться на сцену после концерта, и это немного страшно, когда половина зала в несколько тысяч зрителей мчится туда. Они фотографируются, смеются, чуть ли не берут за руку. В результате мы уходили оттуда, окружённые плотным кольцом полицейских, чтобы нам не навредили. В Китае всё это в порядке вещей; естественно, в Европе такого не встретишь».

Ещё один интересный факт: билетов на концерт наших музыкантов в Китае в свободной продаже не было. Они закупались массово различными организациями, а затем бесплатно распространялись среди рабочих.

Фотография 1 из 3.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Ответный визит в ходе культурного обмена нанесли нам 20 февраля дирижёр Тао Ябин с сыном (который также выбрал для себя музыкальное поприще и уже закончил Шанхайскую консерваторию) и композитор Цзо Чженьгуань, который, впрочем, большую часть жизни провёл в России и внёс большой вклад в музыкальный обмен между двумя странами. Часть из его сочинения для балета «Течёт речка» была исполнена на концерте в Липецке. В ходе совместной работы нашего симфонического оркестра и дирижёра из Китая языковой барьер с лёгкостью был взят: музыканты понимали друг друга с полувзгляда и жеста. «Для дирижёров с Востока вообще характерна большая экспрессивность и особая пластика. Они выступают как в последний раз», — признался один из оркестрантов.

Ещё одна приглашённая артистка, прославленная скрипачка Ариадна Анчевская порадовала зрителей своим выступлением в концерте для скрипки с оркестром «Ланчжу» (Влюблённые Бабочки). Свою партию Ариадна разучивала несколько месяцев в Китае с местными музыкантами, добиваясь аутентичного исполнения.

Несомненным плюсом таких мероприятий является общедоступность, ведь билет стоил всего 150 рублей, также был организован автобус для удобства зрителей. Но немногие воспользовались возможностью — аншлага не было. Невольно на ум приходит фраза «Нет пророка в своем Отечестве». Хотелось бы, конечно, чтобы наших музыкантов принимали в родном городе так же горячо, как и в далёком Китае.