Некоторое время назад на экранах появился «Ной» — новинка, которую ждали не в последнюю очередь из-за личности режиссёра. Даррен Аронофски известен как режиссёр независимый и творческий. Он не новатор-первооткрыватель, ему едва ли случится соседствовать в учебниках по культурологии с Хичкоком или Линчем. Но многие фильмы Даррена могут послужить этаким мостиком между голливудскими блокбастерами, кино сугубо развлекательным и сложным авторским кино, тем, которое совсем уж «не для всех». Пройдёмся по элементам этого мостика по порядку.

Пи (Pi, 1998) Чёрно-белый сюрреалистический триллер

Реквием по мечте (Requiem for a Dream, 2000) История о пагубных зависимостях

Фонтан (The Fountain, 2006) Не «Фонтан»! «Источник»

Рестлер (The Wrestler, 2008) Нарочито простая история

Чёрный лебедь (Black Swan, 2010) Нина медленно и эффектно сходит с ума

Ной (Noah, 2014) Дорого, эффектно и добротно

Чёрно-белый сюрреалистический триллер. Молодой учёный Макс Коэн (Шон Гуллет) в мрачном Нью-Йорке бьётся над тайнами математической константы, и чем ближе он к успеху, тем сильнее страдает от повышенного внимания заинтересованных его исследованием биржевых игроков и каббалистов. Первая полнометражная работа безвестного на тот момент Аронофски снималась, как водится в таких случаях, на собранные с миру по нитке смехотворные по меркам индустрии средства. Тем не менее, в ленте уже просматриваются характерные элементы авторского почерка. Отсылы к научным фактам и мистике, нервная угнетающая картинка мира, показанная на манер документальной съёмки, и одержимость главного героя, а также музыка Клинта Мэнселла, которая с тех пор звучит в каждом фильме Аронофски. Различные комбинации этих ингредиентов ещё не раз принесут успех режиссёру, но это будет потом… Пока же «Пи» стал небольшим, но важным и удачным первым шагом.

Многие из нас впервые познакомились с Аронофски, посмотрев «Реквием по мечте». История о пагубных зависимостях, в которой параллельными сюжетными линиями разрушаются жизни матери и сына (Эллен Бёрстин и Джаред Лето). До добра не доводят ни жизнь в компании телевизора и холодильника, ни торговля запрещёнными веществами, ни употребление этих веществ. Ставший культовым фильм не был сверхуспешен в прокате, но его можно причислить к социально значимому искусству в лучшем смысле, который можно в это словосочетание вложить. Думается, не одного человека просмотр этой ленты оградил от заигрываний с наркотиками, а кого-то, быть может, и от телевизора отвадил. Отдельно следует упомянуть саундтрек. Монументальная Lux Aeterna Клинта Мэнселла до сих пор то и дело звучит то тут, то там, к месту и не очень. Канал «Евроспорт», например, посчитал, что композиция придаст основательности одному из его трейлеров.

Не «Фонтан»! «Источник». Именно такой перевод в полной мере соответствует содержанию. Сюжетных линий здесь несколько. В наше время Иззи (Рейчел Вайс), жена онколога Тома Крео (Хью Джекман), умирает от опухоли мозга, и Том отчаянно ищет способ её спасти. Испания средних веков нуждается в защите от агрессора-инквизитора. В будущем же Том совершает космическое путешествие к звезде Шибальба, которой поклонялись майя. Во все времена герои стремятся к Древу жизни, мифическому источнику бессмертия. Переплетение эпох допускает различные трактовки происходящего на экране. Явных ответов не даётся, зрителю оставляется простор для домысливаний и интерпретаций. В The Fountain сочетаются грустная романтичность, мифологичность, известные актёры и необычные спецэффекты. Но если бы ошибка российских переводчиков хитрого слова fountain оказалась единственной бедой, выпавшей на долю картины! Неприятности сыпались со всех сторон: изначально исполнявший главную роль Брэд Питт покинул проект, съёмки замораживали, бюджет урезали. В довершение всего фильм не окупился в прокате, несмотря на все положительные моменты. Подобных экспериментов с сюжетом Даррен с тех пор себе не позволяет.

«Рестлер» после «Фонтана» словно оплеуха публике. Не нравится нелинейный сюжет, не хочется разбираться с метафорами и трактовками и спорить, чья вернее? Получайте «Рестлера». Это нарочито простая история. Что нового можно рассказать сценарием о стареющей знаменитости (как-то не поворачивается язык назвать постановочную американскую забаву спортом, а главного героя — спортсменом), оказавшейся по завершении карьеры на обочине неустроенной жизни?.. Но ничего нового и не потребовалось, хватило блистательной игры Микки Рурка. Проходная «спортивная» драма. Справедливости ради следует упомянуть фирменную «документальную» камеру и характерную фанатичную преданность главного героя своему делу.

Молодая балерина Нина Сейерс (Натали Портман) получает главную роль в новой постановке «Лебединого озера». Теперь в театре её поджидают интриги коварных и завистливых конкуренток, а дома — деспотичная мать, забывшая прожить собственную жизнь, но принимающая более чем активное участие в судьбе дочери. В нервной, накаляющейся с приближением премьеры обстановке Нина медленно и эффектно сходит с ума. «Чёрный лебедь» — пока что самый значительный успех в карьере Аронофски. Фильм оценили и зрители, и кинокритики: первые обеспечили рекордные сборы, а вторые — внушительное число номинаций и наград. В картине можно обнаружить определённое сходство с «Пи», дебютной работой режиссёра. Замкнутость и нездоровое состояние главного героя, готовность положить буквально всё на алтарь успеха, враждебный и мрачный мир вокруг, даже нанесение себе физических повреждений. Кажется, именно разрушающиеся судьбы людей, не справляющихся с обстоятельствами, удаются Аронофски особенно хорошо.

Ной (Рассел Кроу) у Аронофски — не просто праведник, выбранный для осуществления великой миссии. Это противоречивый, не такой уж однозначный персонаж, на пути к своей цели сталкивающийся со сложными моральными дилеммами. С выходом «Ноя» мостик «авторское кино — Голливуд» можно считать законченным, причём Даррен на данный момент оказался на стороне фабрики грёз. «Ной» — вполне себе голливудский фильм со всеми подобающими атрибутами: внушительным бюджетом, современными спецэффектами, отличными актерами, руководил которыми, безусловно, мастер. Герой одержим своей идеей, своей миссией, ни перед чем не остановится ради неё, как и многие персонажи Даррена. Вот только в остальном узнаваемого и фирменного недостаёт. «Ной» — доказательство универсализма и профессионализма. Вышло дорого, эффектно и добротно, хоть и ничем не примечательно на фоне других работ, на любой из которых, кроме, пожалуй, «Рестлера», и стоит остановить выбор для знакомства с творчеством Аронофски.

Часть 1: Пи (Pi, 1998) Часть 2: Реквием по мечте (Requiem for a Dream, 2000) Часть 3: Фонтан (The Fountain, 2006) Часть 4: Рестлер (The Wrestler, 2008) Часть 5: Чёрный лебедь (Black Swan, 2010) Часть 6: Ной (Noah, 2014)