Липчанин Артём Кравченко решил обогнуть земной шар на мотоцикле. Он посетил уже много стран и с удовольствием делится опытом и впечатлениями. Сейчас он временно находится в Липецке, что дало мне прекрасный повод пообщаться с этим разносторонним человеком, услышать о его приключениях из первоисточника.

Ещё пару лет назад на вопрос: «Каких современных путешественников ты знаешь?» я назвала бы только Фёдора Конюхова. Но познание не имеет границ, и вот напротив меня за столиком сидит молодой человек, уже успевший посетить множество разных мест! Артём исколесил весь Европейский континент и частично Азиатский.

Артём, с чего началась твоя тяга к путешествиям?

— Всё началось с того момента, как я впервые сел на мотоцикл в 2003 или 2004 году.

А идея кругосветного путешествия как появилась? Пришла спонтанно или это результат долгих раздумий?

— Нет, не спонтанно. В 2008 или 2009 году я путешествовал со знакомой в Казахстан и Узбекистан на мотоциклах. И вот тогда я впервые встретил человека, который ехал с кругосветки — Марка. Когда я посмотрел на карту, на линию маршрута по всем континентам, мне это показалось чем-то сверхъестественным, несбыточным, уделом миллионеров. А в последние года два эта идея закралась в голову, и мысли стали уже другие приходить — кто-то же ездит, не имея миллионов. У других людей получается, чем я хуже? Вообще, если есть мечта, даже на данный момент несбыточная, то почему бы не начать её осуществлять?

Хотя бы попытаться?

— Да. Путешествие даже не кругосветное, а вокруг земного шара. На данный момент минимум — это круг по северной части: Евразия и Северная Америка. А кругосветка — все шесть континентов.

То есть в планах стоит посещение отдалённых регионов Южного полушария?

— Да, но сперва только эти два континента. Это то, на что точно сил должно хватить.

Расскажи про подготовку к путешествию. Что следует учесть?

— Очень много было перелопачено информации о других странах, их законах, культуре. Года два назад физически начал готовиться — посещать зал, набирать мышечную массу. В пути очень сильно выматываешься.

У меня получилось проехать почти весь Евразийский континент и ни разу в отелях не останавливаться, ни разу не поесть в кафе. Если самому себе готовить, то дешевле получается.

А транспорт специально подготавливал или просто общее ТО провёл?

— Мотоцикл очень давно готовился, примерно с 2011 года. После каждого путешествия под свои нужды вносились разные доработки. В прошлом году был полностью перебран двигатель. Длительное путешествие — это не просто сел и поехал. Мотоцикл я очень серьёзно и очень долго готовил, много сил и средств в него вложил.

Какие страны в итоге успел проехать?

— Скандинавия, Балканы, всё то, что ты упоминала в статье (Артём успел проехать Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Германию, Францию, Австрию, Швейцарию, Италию, Словению, Хорватию, Сербию, Македонию, Грецию, Турцию, Украину, Грузию, часть России и почти всю Монголию — прим. автора). Греция основная, хотя Европа изначально мне была не особо интересна, кроме Норвегии. Остальные страны получились почти транзитом, но, тем не менее, я и их посмотрел.

Что-нибудь особенное запомнилось? Достопримечательность? Или на событие ты какое-нибудь интересное попал?

— Много происходит интересных событий в дороге. Какие-то знакомства, жизненные ситуации, но большинство связано с людьми, с которыми ты пересекаешься. Это может быть запланировано, а может и не быть. В Германии я познакомился с родственниками, которых до этого не знал, и мой дядя около тысячи километров проехал со мной на своём мотоцикле. В Греции я встретился со своей крёстной, которую, можно сказать, никогда не видел, я был маленький и не помню её.

Экшена почти не было. Европа, всё-таки, это цивилизация. Всё мягко, тепло, красиво.

Политическая обстановка как-то повлияла на твоё путешествие?

— Русских очень не любят, виновата пропаганда. Но к путешественникам всегда и везде относятся хорошо. Если ты не ждёшь конфликта, то его и не будет.

Ты ночевал в основном в палатке. Расскажи, как обустраивал свой лагерь, как выбирал место для ночлега.

— Так как я путешествую уже значительное время, глаз намётан, где палатку поставить. У речки или на красивое какое-то место, чтоб тебя меньше было видно и обзор был хороший. Стандартные правила разбивки лагеря в походных ситуациях.

А местное население как относилось к таким ночёвкам?

— При постановке лагеря я вроде бы нигде не сталкивался с местным населением. В Италии нам пришлось ночевать на территории фазенды, но мы утром быстро собрались и уехали. Мой дядя был с непривычки в лёгком шоке от таких ночёвок в палатке (смеётся).

А помимо родственников, какие-то спонтанные знакомства случались? Из твоего блога видно, что тебя практически везде сопровождали местные жители. Ты договаривался с ними заранее?

— В Норвегии я познакомился с группой туристов из России. Они на машине путешествуют. Я познакомился с ними днём на Висячем Камне, а вечером присоединился к ним в кемпинге. Так получилось, что ужинал и завтракал я с ними вместе.

В Грузии я днём пересёк границу и заехал в город. Указатель я пропустил и названия не знал. В кафе спросил у официантки, что это за населённый пункт. Она удивлённо ответила, что Батуми. У меня было время до завтра, и девушка посоветовала поискать гостиницу для ночлега на побережье. Ничего путного я там не обнаружил и стал присматривать место под палатку. Выехал на грунтовую дорогу, которая привела меня к большому частному дому. Во дворе дома была женщина, я спросил у неё разрешения встать на красивой поляне неподалёку. В результате меня пригласили остановиться в доме. Вроде ничего такого, ты просто переночевал у кого-то, помог по хозяйству, если нужно, но в тоже время принял участие в жизни другого человека. И подобные моменты в путешествии не просто нужны, они его и составляют.

Давай перейдём к российской части твоего путешествия.

— В России я первым делом посетил республики Кавказа — Северную Осетию, Ингушетию. В Чечню я не поехал. Кавказ — это другой мир. Север и юг России разительно отличаются друг от друга. Наша Родина, конечно, вся разная, но такое отличие сильно бросается в глаза .

В чём оно заключается, на твой взгляд?

— В людях. В Ингушетии меня поразило уважение к старшим. Отношение к родителям там совершенно другое, не такое, как здесь. У нас все избалованные, а там всё ещё стараются чтить свои законы и семейные традиции. Я был на кладбище в Ингушетии, друзья взяли меня с собой на поминки. Мусульманские поминки, как и свадьбы — масштабное мероприятие. Гостей огромное количество, и никто не пьёт! Это действительно поражает.

Ещё природа, горы, конечно, врезались в память.

Лучше гор могут быть только горы!

— Да. Разные древние строения, город мёртвых Даргавс в Северной Осетии — всё просто поражает красотой! Вроде ты проехал уже всю Европу. Видел горы в Скандинавии, Альпы, Балканы, кажется, что тебя уже ничем не удивить. А у нас есть на Кавказе много красивых мест, которые могут поражать даже после этого. В Ингушетии есть старые дороги, где очень мало поселений, но невероятно красивые места.

Ты также был на Урале. Что больше всего понравилось там?

— Урал в этом году я посещаю уже в четвёртый или пятый раз. На южном Урале очень красиво, но туда я в этот раз не заезжал. На северном Урале гостил у друга в деревне. Причём деревня там самая настоящая, с печным отоплением и водными колодцами. Мне устроили очень интересную экскурсию по местным красотам. Правда, перед этим утром мы натаскали воды, накололи дров. Ну, то есть, опять не просто путешествие туристическое, а жизнь.

Ну у тебя же и группа называется «Жизнь в пути».

— Да, это жизнь. Ты не за деньги работаешь, дело не в них. Хочется как-то отблагодарить за кров, за еду. На Урале очень много красивых мест. Просто я уже много раз там был, и он не так удивляет.

Что ты мог бы порекомендовать к обязательному посещению людям, которые туда собираются?

— Южный Урал — это Большие Притёсы. Очень знаменитое туристическое место. Много страниц в интернете посвящено реке Ай и Большим Притёсам. Ещё гейзеры в том же районе. Огромные, метров по десять в высоту. Они в разных местах на берегу реки просто бьют из камней.

И на Камчатку ехать не надо, чтобы на гейзеры посмотреть?

— Да, но они холодные.

Если проезжать Урал просто по федеральной трассе на Челябинск, ты ничего не увидишь. Хотя в первый раз в 2008 году даже это меня впечатлило. Дорога идёт через горы, не серпантин, а перевальчики на небольшой высоте.

Расскажи про поездку на Байкал. Что за странный музыкальный инструмент — глюкофон?

— Не доезжая Самары, я познакомился с парнем и девушкой. Они ехали на мотоцикле во Владивосток. Потом мы снова встретились в Екатеринбурге, потом перед Красноярском. Они ехали на Байкал, но не имели конкретного пункта назначения. Я посоветовал им ехать на Ольхон.

В итоге на остров мы попали вместе и поселились там на три-четыре дня. Сняли комнаты, чтобы бросить вещи, погулять и покататься по острову. А на глюкофоне играла девушка на улице. Это такой своеобразный барабан. Меня заинтересовало, я послушал, попробовал сам.

Ольхон — туристическое место. Не утомляет обилие людей вокруг?

— Туристов много именно в Хужире — это центральный посёлок — и они никак не мешают друг другу. А в глубине острова полно красивых мест, проложены маршруты, и туристы там не толпятся. Ты можешь приехать и свободно фотографироваться где-нибудь на скале один. Полчаса, час может никого не быть вокруг. Проблем с поиском комнат мы тоже не испытывали.

Получается, туристы кучкуются в определённых местах?

— Европейцы останавливаются в хороших гостиницах. Нам же хватило комнаты за пятьсот рублей в сутки. Старый домик с печным отоплением, местами покосившийся. А больше ничего и не нужно. Под Ольхоном очень антуражно и гораздо уютнее, чем на продвинутой базе отдыха.

Байкал это именно Ольхон. Слюдянка, Песчанка — это всё не то, туристы едут на ближайшие к цивилизации базы. А до Ольхона от Иркутска триста километров, поэтому и туристов меньше.

Ну да, там же ещё и с пересадкой ехать. Автобус, потом паром, по острову надо добраться, насколько я помню.

— Ну, на своём транспорте нет проблем. Ты приезжаешь на паром сразу. Это федеральная трасса, от Иркутска ходят автобусы. В месте швартовки парома нет практически ничего, кроме сувенирных лавочек. Никаких билетов на паром тоже нет. Дальше тридцать километров до Хужира или сразу пятьдесят до края острова. Многие ходят пешком, маршрут очень красивый. На острове нет асфальтированных дорог, только жёсткие грунтовые насыпи.

В Екатеринбурге ты попал на байк-рок фестиваль. Это было запланировано, или ты спонтанно решил его посетить?

— Я ещё в Липецке видел, что примерно по числам попадаю туда, так почему бы нет? Увидеть старых друзей из нашей команды Аль Каши, познакомиться с новыми. Там я выиграл приз за самый дальний пробег. На тот момент семнадцать тысяч километров получалось.

После фестиваля мы отправились в Красноярск. Ты же слышала про Красноярские столбы?

Знаю про них, но не была никогда.

— Они находятся прямо в городе. Ты въезжаешь за знак «Красноярск» и дальше в сторону километров семь пешком и в гору. Интересный маршрут, туристов очень много. Существует карта Столбов, на ней расписано, где и какой. Ты забираешься на один, оглядываешься, а города не видно. Зато хорошо просматривается тайга, вид поразительный! Мне кажется, можно приехать в Красноярск и на неделю в эти Столбы уйти с палаткой.

Медитировать каждый день на новом столбе!

— Да. Там есть места, где можно разбить лагерь, все условия созданы. (смеётся)

Скажи, а были моменты, когда хотелось всё бросить?

— Были моменты, когда ты, уставший, начинаешь думать: «Что я вообще тут делаю? У меня не хватит сил». Но стоило выспаться хорошо, и меня отпускало. А всё бросить… пожалуй, нет. Были сложности, сейчас вот подножка хорошая случилась, но, может, она и нужна. Подумать, действительно ли тебе надо двигаться в этом направлении.

Что придаёт тебе сил в тяжёлые моменты?

— Друзья. Люди, которые за тобой стоят. Их поддержка реально чувствуется, когда ты хочешь упасть, невидимая сила из сотен рук тебя удерживает.

То есть в следующем сезоне планируешь вернуться на дорогу?

— Да. Сейчас я продумываю план действий и маршрут. Пока точно не знаю. Посмотрю по физическому состоянию. Если раньше я хотел заехать сначала на Камчатку, то теперь думаю сперва отправиться в Америку. Возможно, заеду в Корею. Это всё пока только наброски планов, как получится.

А как насчёт стран Ближнего Востока и Африки?

— Это всё мне интересно, но после Америки. Нужно набраться опыта и терпения. В этих странах сложная ситуация с документами. Я не боюсь пересекать пустыню, например, или зоны военных действий. А вот визы, пропуска — это тихий ужас. На Европу нужен один «шенген», чтобы всё проехать, в Америку тоже одна виза. А в Африке каждые 500-1000 км новая страна со своими правилами.

Мексика?

— Возможно, но это не первоочередная задача. Сначала 2 континента, чтобы замкнуть северный круг. Если силы будут, то поеду. Хотелось бы, конечно, полноценную кругосветку. Для этого нужно очень много денег или ездить летом, а работать зимой.

Фёдор Конюхов недавно завершил кругосветное путешествие на воздушном шаре. Тебе не хотелось бы попробовать необычные виды транспорта?

— Я бы на чём угодно отправился, если бы была поддержка. Мотоцикл — это то, на что я всегда могу рассчитывать. А яхты, воздушные шары — здорово, но не с нашими финансовыми возможностями.

И напоследок. Что ты мог бы пожелать тем, кто только мечтает начать путешествовать?

— Жить так, как хочется, если это не противоречит законам и морали. Побывать там, где хочется. Если вы хотите что-то делать, куда-то ехать — делайте и поезжайте. Денег нет и не будет, и если вы находите средства на поездки к морю, то почему вы не можете их отыскать на путешествия в другие места. Начните с малого и ничего не бойтесь.

Фотографии из архива Артёма Кравченко.