«Дорогая Аннет, прости, я ещё не написала статью для нашего October. Эта жизнь скачет, как бешеная лошадь под пьяным извозчиком.

Современное искусство в нынешнем своём виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму. Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта. Можно сказать, что произошёл сдвиг от объекта к процессу.

Я пробегала весь день в поисках хорошего места для экспозиций этого гениального экспрессиониста, не знаю, будут ли помнить о нём дольше его жизни. Этого способного парня зовут Дэвид, Дэвид Смит. Знаешь, он и правда чем-то напоминает мне молодого Пикассо. Нет, не внешностью, есть что-то озорное в глазах, по-детски восторженное и смелое.

И скульптуры, которые он создает, напоминают детские игрушки, наборы из магазина «Детский мир», похожие на японские сады камней. Но схожесть эта обманчива. Там, где я привыкла видеть округлые очертания из известняка, -– будоражащее, взрывающееся ежесекундно, как солнце на небосклоне, полотно из рваных, геометрически непропорциональных фигур.

Фотография 1 из 12.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

  1. Дэвид Смит вместе со своими металлическими скульптурами в своей студии
  2. «Синяя конструкция» (1938). Листовая сталь с запеченным-эмали закончить 36 1/4 х 28 1/2 х 30 дюймов
  3. «Большой алмаз (1952). Окрашенная сталь 28 1/8 х 27 5/8 х 8 7/8 дюйма
  4. «Ручная пила» (1933). Железо и бронза, окрашены 18 1/2 х 12 х 8 1/4 дюйма
  5. Без названия (1963). Спрей, эмаль на бумаге 14 х 19 дюймов
  6. «Зиг III (1961). Окрашенная сталь 93 x 124 x 61 дюймов
  7. «Страж II (1956-57). Нержавеющая сталь 71 3/8 х 14 1/2 х 14 1/2 дюйма
  8. Без названия (1961). Нержавеющая сталь 12 х 10 х 3 дюйма
  9. «Единство трёх форм» (1937). Сталь и окрашенное дерево 14 х 17 1/2 х 5 дюймов
  10. Без названия (на корабле), (ок. 1932-35). Серебряно-желатиновый отпечаток 9 9/16 х 6 7/8 дюйма
  11. «Чертёж стали» (1945). Сталь 22 1/4 х 26 х 6 дюймов
  12. «Куб I» (1963). Нержавеющая сталь 124 х 34 1/2 х 33 1/2 дюйма


Сдаётся мне, что он так и не понял, что за окном не 25-й год, что он уже давно не работает сварщиком на заводе «Студебеккер», что живёт уже не в городке Саут-Бенд, а в самом что ни на есть Нью-Йорке, не гуляет по его улицам, а варит и варит свои тяжёлые, до блеска наполированные короба.

Джон Грэхем наряду со Стюартом Дэвисом и Гансом Гофманом был одним из немногих художников, сохранивших определённую верность фигуративной живописи в годы расцвета абстрактного экспрессионизма в США. Художник был в дружеских отношениях с П. Пикассо и рядом других французских и русских художников-модернистов.

Но всё изменится. Школа искусств, в которую Дэвид поступил в 26-м, эта чудесная школа при Художественной студенческой лиге, там он узнает про этого гения Пабло в своём неизменном кепи. Да, они чем-то и правда похожи. Иногда мне кажется, что Пикассо на него повлиял ещё больше, чем Грэхем, сам Джон Грэхем, тот забавный русский эмигрант.

Аннет, помнишь, мы смотрели выставку Грэхема в 42-м, в галерее Мак-Миллана, в этой новой нью-йоркской галерее. Потом он переедет в этот город, что больше похож на уютную деревеньку - Болтон Ландинг, и будет трудиться в своей мастерской.

Когда я смотрю на работы Дэвида, у меня ощущение, что космос запутался в этих вереницах нитей; эта тонкая проволока, которую он всюду использует для того, чтобы аморфные объекты зависали в воздухе, эти нарочитые искажения, массивы деталей как вереницы птиц, улетающих на юг, - всё это мне необыкновенно нравится.

В Австралии. Дэвид Смит объединяет металлолом и сельскохозяйственные детали для создания открытого, энергичного произведения

Смит делал в первую очередь скульптуру, но он прошёл подготовку в качестве художника и работал в тех же кругах, что и многие другие абстракционисты экспрессионизма.

Мне кажется, он до сих пор бредит этими своими тотемами, перечитывая Фрейда, у него и скульптуры-то ходят строем, эти его колоннады модулей, связанных нитями. Так уж он представляет мир. Я иногда даже близко боюсь подойти к его работам, словно какая-то невидимая граница отделяет зону действия от зрителя. Ха, ты знаешь, мне кажется, что его работы иногда даже не ограждают просто потому, что чем ближе ты к ним подходишь, тем больше кажется, что вся эта груда металла наскочит на тебя единым махом — столько в его скульптурах внутренней динамики. Его скульптуры забавны ещё и потому, что он распределяет объекты от центра к периферии, я бесконечно долго могу гулять по его композициям взглядом.

Фотография 1 из 7.
Для просмотра галереи нажмите на фото.

Впервые слово «современное» (англ. contemporary) по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс в своей диссертации о работах Дэвида Смита, тем самым бросив вызов нескольким посылам истории искусств.

И сам-то он не любит покоя. Даже умер не в постели, как положено взрослому, солидному джентльмену, получившему приглашение от самого президента войти в Национальный совет по вопросам искусств, а на высокой скорости, в 65-м. В том самом Вермонте, который еще называют Штатом зелёных гор.

Словно гора поглотила гору.

Я сейчас пишу диссертацию «Железные клеммы: скульптура Дэвида Смита» и не могу подобрать точное название для его жанра. Он уникален, у меня язык не поворачивается назвать это модернизмом.

Пожалуй, я назову это современным искусством.

С пожеланием наилучших дней, Розалинда Краусс».


Конечно, это письмо –- выдумка, но это единственное, что было выдумано в этой истории. Так как само современное искусство не стесняется в формах самовыражения и часто опровергает каноны, соблазн уйти от перечисления фактов был велик.

Немного информации о вышеупомянутых героях. Да здравствует Википедия!

Розалинда Краусс

Розалинда Краусс (англ. Rosalind E. Krauss; урожденная Розалинда Эпштейн, 30 ноября 1941, Вашингтон, США) — крупнейший американский аналитик современного искусства.

Училась в Колумбийском и Гарвардском университетах. Ученица Клемента Гринберга. Позже находилась под влиянием таких теоретиков, как Ролан Барт (постструктурализм, семиотика), Жак Лакан (структуралистская ревизия фрейдовского анализа), Жорж Батай (постмодернизм), Жак Деррида (деконструктивизм), Жиль Делёз (постмодернизм).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Розалинда Краусс

Смит, Дэвид (скульптор)

Дэвид Роланд Смит (англ. David Roland Smith; 6 марта 1906, Декейтер, Индиана — 23 мая 1965, Беннингтон, Вермонт) — американский художник, известный своими большими абстрактными геометрическими скульптурами из стали, представитель абстрактного экспрессионизма.

Крупнейший представитель абстрактного экспрессионизма, работавший в области скульптуры. Свои произведения создавал из металла. Первый опыт в обращении и изготовлении металлических изделий получил ещё будучи студентом, в 1925 году, подрабатывая сварщиком на заводе «Студебеккер» в городке Саут-Бенд, в Индиане. В 1926 году Дэвид Смит переезжает в Нью-Йорк, где с 1927 по 1932 год учится живописи и рисунку при Художественной студенческой лиге (англ. Art Students League of New York). Знакомство же с европейской скульптурой авангардистского направления у него состоялось при посредничестве русского эмигранта Джона Д. Грэхема, сыгравшего видную роль в популяризации европейского искусства в среде художников, работавших в стиле абстрактного экспрессионизма.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Смит, Дэвид (скульптор)

Джон Д. Грэхем

Иван Грацианович Домбровский, он же Джон Д. Грэхем (англ. John D. Graham, род. 1886 г. Киев, Российская империя — ум. 1961 г. Лондон) — американский художник-модернист русского происхождения.

Изучал живопись в нью-йоркской Художественной студенческой лиге по совету художника Джона Ф. Слоана. В 1925 Домбровский вместе со своей третьей женой, художницей Элинор Гибсон, переезжает в Балтимор. В Балтиморе он присоединяется к группе художников-модернистов и участвует в их выставке в феврале 1926 года. Позднее он сотрудничает с нью-йоркскими художниками-авангардистами, выступает не только как художник, но и как импресарио. Так, в 1942 году он организует в галерее Мак-Миллана (Нью-Йорк) групповую выставку с участием произведений Пикассо, Модильяни, Матисса, Брака, и ряда американских или работавших в США художников: Ли Краснера, Виллема де Кунинга, Джексона Поллока (это была первая выставка Поллока в Нью-Йорке).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Джон Д. Грэхем