Раннее утро, зимнее и темное. Впереди длинный день. Но сначала — полный автобус с полузамерзшими окнами, который довезет меня до работы.

Пробравшись назад, сажусь на свободное место, с радостным предвкушением достаю из рюкзака свою электронную книгу и сразу же погружаюсь в удивительный мир саги «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина.

Сейчас я читаю уже предпоследний из вышедших в рамках этой серии романов — «Пир стервятников». До этого были «Игра престолов», «Битва королей», «Буря мечей». После — только «Танец с драконами». А после — с нетерпением ждать выхода находящихся в процессе написания последних двух работ этого цикла.

Чем же так хороши эти книги?

Предназначение любого фэнтези — уводить читателя от действительности в выдуманный мир. Это самое «бегство от действительности», о котором говорил Дж. Р. Толкиен в своем эссе «О волшебных сказках», и дарит нам Дж. Мартин. Однако сразу хочу предупредить: если вы хотите убежать в добрый и уютный мир, где главные герои даже из самых безвыходных ситуаций вдруг спасаются благодаря какому-то чуду, то эти романы не для вас. "Каждый, кто играет в престолы, либо проигрывает, либо побеждает". И проигрывает по-настоящему, расплачиваясь за свои просчеты собственной жизнью. Да и победа не всегда так сладка для победителя, как это сначала может показаться.


Действие романов «Песни льда и Пламени» происходит в вымышленном мире, на континенте под названием Вестерос. Время действия очень напоминает Средневековье. Причем всё описано настолько точно и сочно, что порой забываешь, что имеешь дело не с историческими событиями, а с условным временем и выдуманным миром.

В мире Мартина лето и зима длятся годами, и события книг охватывают несколько лет. Долгое десятилетнее лето подходит к концу, неумолимо надвигается суровая зима, а вместе с ней в Вестерос приходят войны, разорения и еще кое-что, намного страшнее всего этого вместе взятого.

Однако герои заняты вовсе не подготовкой к зиме. Отнюдь. Герои заняты перетаскиванием одеяла на себя в вопросах правления государством, а именно: интригами, интригами и еще раз интригами. Интриг, заговоров в «Песне Льда и Пламени» столько, сколько я давно не встречала ни в одной книге. И если вам показалось, что какое-то событие произошло по случайному стечению обстоятельств, поверьте, вы, скорее всего, жестоко ошибаетесь.

Я думаю, что нет смысла пересказывать сюжет, поскольку, во-первых, это сделать практически не возможно, а во-вторых, не хочется раскрывать все карты и портить удовольствие тем, кто только недавно приступил к чтению книги.

Но про некоторые вещи сказать обязательно необходимо.

Все романы этого цикла построены своеобразно. Каждая глава озаглавлена именем персонажа (например, Серсея, Тирион, Арья), который в данной части является главенствующим. Таким образом, от главы к главе, автор как бы меняет план и показывает ход событий глазами того или иного героя. Может быть, именно благодаря подобному построению и кинематографичности сюжета, по книгам удалось снять такой шикарный сериал!

Что касается языка, которым написаны романы, то, на мой вкус, он достаточно прост. Но это не является большим недостатком и полностью окупается описываемыми событиями (ах, как вспомню описание битвы на Черноводной, так снова дух захватывает!).

Несмотря на огромное количество персонажей, все характеры выписаны очень старательно и правдоподобно. Радует то, что у Мартина нет разграничения героев на черный и белый лагерь, на только плохих и только хороших. Скорее оттенки. И эволюция (или деградация). Поэтому не спешите заводить любимчиков или на ком-то ставить клеймо злодея. Перелистав несколько страниц, вы можете не узнать этого персонажа: настолько он изменится (если он не умрет).

Поступки героев и мотивы, движущие ими, очень достоверны. Как и сама книга, которая, вопреки выдуманному миру, в котором есть и драконы, и магия, и мистическое зло, все же о нас, людях, о том, как любим мы играть друг с другом в игры о том, какие глупые и чудовищные ошибки порой мы совершаем. И как порой не можем понять и простить друг друга.


Автобус, который вез меня до работы, затормозил перед какой-то остановкой. Я хотела посмотреть, где мы находимся и скоро ли мне выходить, но окно замерзло, и мой взгляд невольно упал в книгу молодого человека, сидящего рядом и увлеченно читавшего. «Робб Старк», «Тайвин» — бросились мне в глаза знакомые имена.

Выходя из автобуса, я улыбалась: «Песнь Льда и Пламени» явно способна увлечь кого угодно.