Перегнуть палку нетрудно: ведь нужно прыгнуть выше корифеев жанра. Сложно найти более безрадостное произведение, чем «1984». В начале XXI века родилась новая ветка антиутопии — «феминистическая». Вы все знаете «Голодные игры», «Дивергент», «Делириум» и так далее. Время требует новых текстов, с сильной главной героиней и «облегчённым» содержанием, это тема для отдельного обзора.

Какие ещё пути остаются у современных авторов?

«Младший брат» Кори Доктороу

Из названия романа понятно, что «Младший брат» наследует непосредственно «1984» Оруэлла. Но если Оруэлл вгоняет в глубокую депрессию, книга Доктороу — это гимн молодости, движения и оптимизма. Я всегда вспоминаю о ней, когда слышу о системах безопасности в современных школах: видеонаблюдение, электронная пропускная система и отчёты о перемещениях. «Всё это ради вашей безопасности» — этими словами можно оправдать практически любое ограничение свободы и любое насилие над личностью. Мир Сан-Франциско «Младшего брата» максимально близок к нашей реальности. Все упоминаемые технологии существуют и используются в наше время. Главный герой, семнадцатилетний подросток, начинает с того, что играючи учится обходить автоматического контроля в собственной школе. Оказавшись не в то время и не в том месте, он сталкивается с неоправданной жестокостью американских военных и начинает собственный крестовый поход против системы. Его соратниками будут подростки, а оружием — многопользовательские компьютерные игры и молодёжные флешмобы.

Главная задача автора — заставить читателя объективно взглянуть на окружающую реальность, сделать собственные выводы и не бояться бросить вызов несправедливости. Но «Младший брат» — это не просто призыв к бунту. В первую очередь, это книга воспевает интеллект и жажду знаний. В конце книги представлен обширный список книг и электронных адресов на случай, «если вам понравилась эта книга и вы хотите узнать больше» — о хакинге, криптографии, контркультуре, авторском праве, гражданской журналистике, Алане Тьюринге и Эбби Хоффмане, а также о любимых художественных произведениях автора. У «Младшего брата» есть свои слабые моменты, в первую очередь, это литературный стиль и проработка персонажей. Но они с лихвой компенсируются заразительным энтузиазмом, бойким сюжетом и острой актуальностью.

«Выбраковка» Олег Дивов

«Выбраковка» Олега Дивова — как лакмусовая бумажка. Я знаю нескольких людей, которые считают эту книгу утопией. А уж какие споры кипят вокруг неё в сети! Написанная в 1999 году, «Выбраковка» становится всё более актуальной. Россия без преступности — привлекательная идея, и многие готовы заплатить за такое будущее любую назначенную цену. Вы ведь тоже хотите, чтобы по родной улице можно было гулять по ночам, чиновники перестали брать взятки, а медицина и образование действительно стали бесплатными? Всего-то нужно отказать преступникам в праве называться людьми. Действительно, серийный маньяк — разве это человек? А когда обкрадывают целую страну — разве это по-людски?

Приговор для таких один — «высшая мера», выбраковка, как в собаководстве, чтоб больше таких не рождалось. А как быть с карманниками, с хулиганами, с бытовыми преступниками? Точно так же. Не хочешь жить по человеческим законам — значит не человек, наказание для всех едино. Да, население страны пришлось значительно «проредить», но настал, наконец, порядок. Даже вездесущих «детей гор» не видно, а всего-то нужно было пустить в народ фразу «кавказцев не обслуживаем». Да, границы закрыты. Но у всех, кто хотел уехать из «этой страны», была такая возможность. В магазинах нельзя найти иностранных товаров. Но кому они нужны, если полно своих? Да, пришлось затянуть пояса на пару лет, пока наладили собственное производство, но ведь справились! Да и братья-китайцы помогли. И продолжают помогать: добросовестно платят за аренду малопригодных для жизни сибирских территорий. Да, есть неприятные, но, несомненно, необходимые обществу моменты. Детей-инвалидов с врождёнными генетическими заболеваниями тоже приходится браковать. Нет, их никто не убивает, просто помещают в закрытые интернаты, где они обеспечены всем необходимым уходом. Но об этом говорить не принято. Зачем нарушать воплотившуюся утопию. Утопию?

«Мечеть Парижской Богоматери» Елена Чудинова

Многие антиутопии появляются по единственной причине — «не могу молчать».

Елена Чудинова написала абсолютно графоманский, практически лишённый литературных достоинств роман. Написала на энергии ненависти, хотя в христианской традиции это принято называть праведным гневом. Толерантные уступки мусульманам привели к тому, что официальной религией стран Евросоюза стал ислам. Коренное население Франции (основное место действия — Париж), не принявшее новый порядок, вытеснено в гетто. Нотр-Дам обезображен и превращён в мечеть. Остатки христианской общины вместе с повстанцами предпринимают последнюю самоубийственную атаку. Беря в руки эту книгу, вы должны понимать, что она действительно посредственно написана. Без полутонов, с однобокой трактовкой фактов, с предсказуемым и плохо прописанным сюжетом, с фанатичным «христианским экстремизмом». Но, с другой стороны, кто кроме фанатика решится сейчас высказаться на эту тему?

«Слепая вера» Бен Элтон

Вы знали, что среднее время посещения кафе и ресторанов увеличилось втрое? Дополнительное время тратится на «чек-ин», фотографии еды, селфи и общение в социальных сетях. Человек, не зарегистрированный в соцсети, либо непоправимо старомоден, либо современный бунтарь, бросающий вызов обществу. Бен Элтон рисует мир, где нет места личной жизни и интимности. Да, мы всё это уже читали у Замятина и Оруэлла. Автор «Слепой веры» не давит на вас стальной пятой Старшего брата и стеклянными стенами. Его мир предельно плюшевый, сладкий и милый. Например, дети — это же так мимими. Все в сети обязаны узнать, что у вашего малыша самые пухлые щёчки, самые розовые пяточки. А тайна рождения — это же прекрасный миг, все соседи и друзья обязательно должны увидеть его во всех подробностях. Желательно в прямом эфире. Зачем скрывать? Незачем прятать то, что находится под одеждой (всемирное потепление способствует), ведь мы принимаем тебя таким, какой ты есть, всё должно быть естественным. Ну, кроме бубиков, бубики можно увеличить у пластического хирурга. Местная церковь (она же главный контролирующий орган) приветствует всё сексуальненькое, ибо от этого рождаются детки, а деток должно быть много, ведь прививки, как всё неестественное, запрещены, соответственно, процент смертности огромен…

Это очень ироничная книга. Действительно, кого сейчас напугаешь оруэлловскими ужасами? Привлечь читателя можно либо чем-то трогательным, либо очень остроумным. И того, и другого в «Слепой вере» достаточно.

«Будущее» Дмитрий Глуховский

Определённо, это «мужская» книга. Жёстко, зло, конкретно, натуралистично, психологично, гомофобно, пессимистично, динамично — добавьте по вкусу и расставьте в удобном порядке.

Европа, XXV век, давно изобретено (открыто?) бессмертие. Собственно, из этого сюжетного посыла строится весь роман. Перенаселение, ограничение рождаемости. Из жилья — комнаты-кубы 2 на 2 метра, из еды — антидепрессанты, кузнечики, планктон и какая-то искусственно выращенная дрянь. Религия никому не нужна. Секс во всех вариациях приелся. Творчество зачахло. Вечная жизнь обернулась вечной стагнацией. Некоторые срываются, заводят детей, за это им в принудительном порядке вводят «акселерат» — вакцину форсированного старения, то есть, фактически, заменяют одну человеческую особь другой. Отслеживанием незарегистрированных родителей занимается главный герой — Ян Нахтигаль, представитель отряда пожарных (зачеркнуто), «безупречных» (зачеркнуто) «Бессмертных». Конфликт начинается с ожидаемой ситуации «за что боролись — на то и напоролись»: Ян проваливает спецзадание, спасает девушку-свидетеля, которую должен ликвидировать, и влюбляется в неё (а этого «Бессмертным» категорически нельзя делать). В таком упрощённом пересказе звучит банально, но на самом деле сюжет полон нетривиальных ходов. Фактически, это метафорическая проекция сегодняшнего дня.

В книге удивительно цельная атмосфера — пугающая, гнетущая, фатальная, постмодернистская. Она полна раскавыченных цитат и отсылок: вот — Брэдбери, вот — Оруэлл, вот — Берджесс и так далее, не говоря уже о христианских параллелях. Получился сшитый из кусочков монстр Франкенштейна, но монстр живучий и со своей душой.

Для тех, кто любит читать под музыку и хочет лучше понять замысел книги, «ВКонтакте» есть официальная группа «Будущего» https://vk.com/futurebook, где автор выкладывает книгу по главам, сопровождая каждую саундтреком. Стоит ли читать эту книгу? Стоит, но с оговорками.

«Будущее» перенасыщено описаниями грубого насилия, секса, убийств, идеями ультрарадикального чайлдфри, так что не рекомендую его впечатлительных людям. Всем остальным, готовым к рейтингу «18+», — читать. Это самое сильное произведение Глуховского на данный момент.