Один из ста пятидесяти тысяч экземпляров первого издания «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина (2011 год) достался мне. Немногие сегодня издаются такими тиражами, и это наводит на мысль, что в представлении один из самых популярных авторов современной российской литературы не нуждается. На сей раз создатель «Чапаева и Пустоты» и «Generation П» явил миру антиутопию.

Общество, как и в классических произведениях Брэдбери и Оруэлла, разделено на два лагеря. Элита населяет Биг Биз — нависший над планетой огромный шар, где пресыщенные жители развлекают себя в основном просмотром новостей. Внизу расположилась многострадальная Уркаина, обитатели которой, орки, сносят одну невзгоду за другой и периодически вступают в неравную схватку с армией Биг Биза.

«Они думают, у них всё плохо, потому что у власти Рван Контекс. Эх, бедняги вы, бедняги. Совсем наоборот — это Рван Контекс у власти, потому что у вас всё плохо». На войне орки гибнут по-настоящему, а главная боевая сила верхнего мира — оснащённые пушками и ракетами летающие телекамеры.

Вот боевому лётчику Дамилоле Карпову, от лица которого ведётся повествование, и не приходится для участия в баталиях покидать домашнего кресла, он обрюзгший и неуклюжий. За ратными подвигами наблюдает его резиновая спутница Кая. Именно она по грустной иронии оказывается одним из немногих персонажей, способных на чувство — примечательная авторская находка. Добыча телекамеры — видео для изготовления снафов (снафф-видео — короткометражные фильмы, в которых изображаются настоящие убийства, без использования спецэффектов, с предшествующим издевательством и унижением жертвы. Распространяются с целью развлечения и извлечения финансовой выгоды. Источник). Именно этим новостным роликам-снафам, в которых на радость публике расстреливают туповатых беззащитных орков, книга обязана названием.

Автор рисует яркую, абсурдную и жестокую картинку, но несложно представить, как к чему-то подобному в действительности придёт развитие нынешнего циничного и охочего до кровавых зрелищ информационного общества.

Главное действующее лицо, представляющее Уркаину, молодой орк Грым, с трудом тянет на отважного борца с режимом, типичного для классических антиутопий, и больше напоминает Иванушку из русских сказок. Но чтобы нарушить покой Биг Биза, супергерой и не потребовался — становится очевидной непрочность «элитного» мирка.

Вы уже выбросили телевизор? Если да, можно вас поздравить, но многие люди до сих пор черпают в нём информацию о происходящем вокруг, формируют своё мировоззрение потоками плохих новостей. Да и прочие источники охотно предоставят сколько угодно информационного-аналитического зла.

Не забывает Пелевин и об извечном поиске национальной идеи: «Что значит быть русским? Ездить на немецком автомобиле, смотреть азиатское порно, расплачиваться американскими деньгами, верить в еврейского бога, цитировать французских дискурсмонгеров, гордо дистанцироваться от «воров во власти» — и всё время стараться что-то украсть, хотя бы в цифровом виде. Словом, сердце мира и универсальный синтез всех культур».

Таким образом, Виктор Олегович сохранил фирменный иронично-саркастический стиль, переходящий в откровенный стёб, вдоволь наигрался в придумывание новых слов, аббревиатур и значений и выдал злободневную увлекательную историю, которая останется таковой и завтра, и, думается, через век-другой. Она заставляет ещё раз задуматься о ценностях, навязываемых современными медиа. Некоторая затянутость диалогов и обилие отсылок к предыдущим произведениям автора могут утомить читателя. Но поклонников творчества это точно не остановит, а остальным обязательно стоит присмотреться к «S.N.U.F.F».