Павел Санаев — режиссёр, актёр, писатель, широкой публике стал известен благодаря своей пронзительной книге «Похороните меня за плинтусом» и одноимённому фильму, вышедшему вслед. Взорвав полки книжных магазинов в 1995 году, Павел решил повторить писательский подвиг спустя 18 лет. На обложке нового произведения красуется название «Хроники Раздолбая» и мельче «Похороните меня за плинтусом-2». Именно за эту приписку произведение и получило основную порцию тумаков от возмущенных читателей в Интернете. Ведь они наивно ждали продолжения душераздирающей истории о поломанном детстве, а в «Хрониках Раздолбая» не оказалось ни больных детей, ни сумасшедших бабуль. Впрочем, сам Павел сразу же честно признался в нечестном PR-ходе. Две книги не имеют ничего общего между собой, а приписку решили сделать исключительно ради увеличения продаж.

Действительно, «Хроники Раздолбая» совсем о другом. Они о 19-летнем парнишке, у которого нет друзей, нет стремлений, нет силы воли.

Ни одно мало-мальски сложное дело не удалось довести Раздолбаю до конца. Окончание школы вынудило вконец обленившегося Раздолбая раскопать в глубине своей души талант художника и поступить в институт. А пока учёба не началась, Раздолбай отправляется отдыхать на юг, где у него появляются новые друзья с очень разными взглядами на мир. С одной стороны — это богатые, весёлые Мартин и Валера, всё меряющие деньгами и выгодой. С другой — правильный и утончённый скрипач Миша, утверждающий, что в голове каждого человека звучит голос Бога, надо лишь прислушаться.

Конечно, Санаев не даром использовал излюбленный в литературе приём обезличивания героя, лишения его имени — просто Раздолбай.

Типичная проблема переходного возраста. Жил себе и жил подросток, слушал тяжёлый рок, не задумывался ни о чём, тихо ненавидел родителей. «Я — бездельник, о-о, мама, мама». А тут — бац! — вдруг надо решать, как жить дальше, по какому духовному пути идти, какую роль занимать в обществе, иначе нельзя.

«Собственное безволие угнетало Раздолбая, и от тяжёлых мыслей он уходил на улицу. Там забывалась горькая необходимость всё время преодолевать что-то, и можно было весело сидеть со школьными приятелями на лавке, курить и ждать, не пройдёт ли мимо одноклассница по кличке Цыплёнок, к которой Раздолбай пылал безответной страстью. К двенадцати ночи он, отдохнув душой, заедал зубной пастой запах курева, отплевывался щиплющей язык жижей и шел домой, чтобы, подавляя зевоту, выслушать очередную воспитательную беседу отчима».

И всё это для Раздолбая осложняется тем, что на дворе закат великого и могучего Советского Союза. Пока ещё всё спокойно и стабильно, но уже к середине книги СССР рухнет, с прилавков исчезнут продукты, отчим лишится своего редакторского места в государственном журнале, а на улицу выползут так называемые Барракуды («новые русские»), которые теперь и будут править бал.

И в безоблачном раздолбайском небе чётко прорисуется вопрос: на чьей стороне быть? Когда тебе 19 лет, внешние признаки крутизны очень привлекают: хочется быть богатым, хочется иметь презентабельных весёлых друзей, хочется встречаться с красивой девочкой — и при этом, желательно, особо не напрягаться. А на остальное — плевать. Только вдруг проснувшийся голос в голове, который друг Миша назвал голосом Бога, твердит, что всё это какая-то подстава.

«Перед глазами Раздолбая парадом прошли все его непобеды — заброшенные отжимания от пола, несобранный истребитель «Фантом», тщетная попытка написать книгу, скомканные листы с конскими мордами…

— Почему?! Господи, ну почему я даже этого не могу сделать?! — невольно спросил он, удивляясь, что обращается к тому, в кого больше не верит, и спрашивает о том, чего адресат обращения никак не сможет одобрить. — Почему? Почему?!

— Потому что я не позволяю тебе, — ответил тот самый голос, который он просил заглохнуть и никогда больше не появляться. — Ты не Барракуда и никогда им не будешь, но это не единственный путь, — твердо и даже сурово заговорил голос. — У тебя есть дело, способности, которым ты никогда не уделял должных усилий».

На первый взгляд книжка кажется слишком наивной. Ведь герой в своих многочисленных диалогах с самим собой решает всё тот же извечный вопрос: жить ли по совести или по законам игры жестокого мира? Но потом понимаешь, что этот простой вопрос, возможно, один из самых актуальных и сегодня для людей разных возрастов.

Заслуживает особого внимания тема Бога, поднятая в книге. Здесь Бог — не строгий бородатый дядька, готовый карать нас за любую провинность, и не разлитая во всём мироздании глубочайшая тайна бытия. Здесь Бог — советчик, союзник, живущий в голове каждого человека. Он не требует высоких духовных подвигов, он готов помочь тебе, если тебе действительно что-то нужно. Но за это ты должен не переступать законов своей совести и слушать себя. Слишком просто, скажете вы?

«Бог — это вообще самое простое, что есть на свете» — будто говорит Санаев. Каждый человек на самом деле знает, как он должен жить правильно, как поступать правильно в той или иной ситуации. Но не всегда он готов себе в этом признаться под давлением стереотипов и общественного мнения.

Кому читать книгу? Книга наверняка будет полезна и интересна людям всех возрастов. Но я бы обозначила две основные целевые группы: во-первых, молодёжь, находящаяся на пути духовного становления (15-25 лет), во-вторых, люди за 40, желающие поностальгировать по советским и постсоветским реалиям. Главное не забывать, что важное — в простом.